Газ в обмен на масло?

Может ли вскоре опустеть газовое хранилище в Гомельской области?

Министерство энергетики Белоруссии официально подтвердило, что утром 21 июня российский концерн "Газпром" ввел ограничения поставок природного газа белорусским потребителям на 15 процентов от планового объема. В ведомстве заявили, что делают все ради недопущения сбоев в энергосистеме, вырабатываются меры по работе систем газо- и энергоснабжения в условиях газовых ограничений.

И хотя министерство энергетики утверждает, что белорусская экономика готова работать в условиях сокращения поставок российского газа, промышленники не исключают перехода на режим экономии газа. Генеральный директор одного из крупнейших в стране заводов нефтехимической отросли “Гродно-Азот” Игорь Жилин рассказал Радио Свобода, что отдал приказ всем службам отслеживать давление газа и в случае необходимости крупное производство аммиака по техническому регламенту остановить. По словам Жилина, аварийная остановка сразу же отразится на производственном цикле – на новый запуск потребуется не менее недели. А это – миллионы долларов ущерба. "Гродно-Азот" – крупнейший потребитель природного газа в Беларуси, ежегодно предприятие потребляет более 1 миллиарда 700 миллионов кубометров газа, что составляет примерно 10 процентов от всего закупаемого в России объема.

Контрактная цена поставок российского газа в Беларусь составляет 169 долларов за тысячу кубометров, однако Минск платит 150 долларов, из-за чего возникла задолженность в размере 192 миллионов долларов. По оценке "Газпрома", из-за расчетов по цене ниже контрактной долг "Белтрансгаза" может вырасти к концу года до полумиллиарда долларов - с учетом того, что во втором квартале цена вырастет до 184 долларов. Отведенный Беларуси президентом России Дмитрием Медведевым пятидневный срок для урегулирования вопроса оплаты за газ результатов не принес, и с утра 21 июня Россия ввела режим ограничения поставок газа в Беларусь на 15 процентов с последующим увеличением этой цифры до 85 процентов.

Показательно, что Беларусь "неожиданно" обнаружила у России долг за транзит газа. Первый заместитель министра энергетики Беларуси Эдуард Товпенец заявил в эфире белорусского телевидения, что задолженность по оплате газового транзита через белорусскую территорию составляет около 200 миллионов долларов, что практически равно сумме задолженности Беларуси за поставленный в 2010 году российский газ. Отказывается принимать российский газовый ультиматум и президент Беларуси Александр Лукашенко. Он заявил, что во время недавней встречи со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым высказал ему свое видение проблемы и надеется на понимание белорусской ситуации:

- Что касается переговоров по газовой тематике, то мы работаем на уровне прошлого года. И когда президент Медведев попросил меня, чтобы я высказал нашу позицию, я ее высказывал однозначно: страна только выходит из финансово-экономического кризиса. Нам сейчас непросто, нам производство надо поддержать. И введение дополнительных цен, увеличение цен на газ, конечно же, понижает рентабельность наших предприятий.

Белорусская сторона, отказываясь выплачивать долг за газ, ссылается на существующие договоренности об оплате газа по прошлогодней цене между высшим руководством Беларуси и России. Попытки белорусских переговорщиков аргументировано изложить свою позицию в офисе "Газпрома" пока не увенчались успехом.

Сегодня в Минск с рабочим визитом прибывает министр иностранных дел России Сергей Лавров. Перед вылетом он заявил, что конфликт вокруг невыплаты Минском долга за газ не связан с политикой: "Есть контракт, и здесь не должно быть какого-то недопонимания", - полагает Лавров.

Однако белорусские политики с такой точкой зрения не согласны. Лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько считает, что в очередном конфликте меньше всего как раз экономики:

- В этот раз все не так, как всегда – прежде всего просматривается политическая воля Кремля. Сейчас Лукашенко под сильным давлением накануне президентской кампании. С одной стороны, есть определенный риск, что он вынужден будет пойти на какие-то компромиссы, выгодные лично для него, но невыгодные для национальных интересов Беларуси. С другой стороны, я не думаю, что будет ситуации, когда Лукашенко останется при своих интересах, но в то же время не сдаст позиции в экономической или политической сфере перед Россией. В любом случае нынешние отношения между Кремлем и Лукашенко – исключительно политические, здесь экономики никогда не было. Если 16 лет стороны работают исключительно по политической составляющей, то за короткий период изменить это невозможно.

Показательно, что Минск уже предложил России в счет оплаты за газ поставлять белорусскую продукцию. На что Дмитрий Медведев ответил, что в данной ситуации ни пирогами, ни маслом, ни сыром расплатиться невозможно.