Многие эксперты говорят о политической подоплеке нынешнего российско-белорусского газового конфликта. В частности, директор белорусского центра "Стратегия", экономист Леонид Заика видит причины газового конфликта между Россией и Белоруссией в общем недовольстве политикой Александра Лукашенко со стороны Кремля.
Леонид Заика уверен, что президентский потенциал белорусского лидера исчерпан:
– Это не конфликт - это начало новой кадровой политики Кремля по отношению к постсоветским странам. В Киргизии освободились от авторитарного лидера; произошла замена украинского президента - и, наконец, после стольких лет Кремль стал ясно и четко выражаться в отношении Александра Григорьевича Лукашенко, его политического будущего.
За первые два месяца 2010 года белорусы купили газа на 84% больше, чем в прошлом году. Было холодно, и газа приходилось покупать больше: больше топили квартиры. Надо сказать, что белорусы рассчитались. Посмотрим на домашнее хозяйство бабушек, дедушек, пенсионеров, участников войны - все заплатили за этот газ. Возникает вопрос - чем занималось правительство? Куда деньги делись? Почему вдруг выясняется, что никто не знает, сколько стоит газ и сколько стоит прокачка газа?
70 тысяч человек работают во всех структурах – и не нашлось ни одного мелкого чиновника, которого можно было бы посадить на телефон. Чтобы он звонил бы каждое утро Миллеру и спрашивал: "Господин Миллер, сколько стоит газ сегодня?"
То, что происходит - это типичная номенклатурная суета. Потому что за 8 дней до окончания первой половины года премьер-министр и все остальные не знают, сколько стоит газ. Они пришли в ресторан и не знают, сколько стоит пирожное. Они делали вид, что все нормально, все хорошо – вот Александр Григорьевич поедет в Москву и там что-то такое выпросит, что-то на что-то поменяет. Если получилось дешевле для украинцев, то белорусский президент обиделся: почему им дешевле, а нам дороже? Но на этот вопрос есть простой ответ: сейчас Украина – это любимая жена в кремлевском гареме. А белорусский президент и Белоруссия - это такая Гюльчатай, маленькая и уже никому не нужная девушка.