Обозреватель РС Марина Тимашева – о наградах ММКФ и новом киносоюзе

Марина Тимашева

Завершил работу 32-й Международный московский кинофестиваль. Церемония награждения состоялась 26 июня. "Золотой Георгий" достался фильму "Брат" из Венесуэлы. Это полнометражный дебют Марселя Раскина. Картина также получила премию от жюри российских критиков и приз зрительских симпатий.

В жюри вошли люди очень разных мировоззрений. В крепком, ровном конкурсе сложно было выделить фаворита.

Жюри конкурса "Перспектива" объявило лауреатом фильм "Реверс", Польша. В фильме - 1950-е годы, Варшава, спецслужбы.

А 1960-е годы, Польша, спецслужбы - уже другой фильм из основного конкурса фестиваля - "Розочка". Режиссер Ян Кидава-Блоньский получил за него премию "за лучшую режиссуру".

1960-е годы, Чехословакия, "Пражская весна", спецслужбы, любовь – это фильм "Как рай земной". Награда Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ) досталась именно этой картине. Исполнительница главной роли Вилма Цибулкова увозит за него из Москвы "Серебряного Георгия".

Лучшая мужская роль по версии жюри под руководством Люка Бессона сыграна в фильме "Албанец" Ником Хелилайем, эта картина производства Германия – Албания.

Наконец, Гран-при - "Золотой Георгий" 32-го Международного Московского кинофестиваля - достался фильму "Брат", Венесуэла. Это полнометражный дебют Марселя Раскина – фильм о братьях-футболистах. Картина также получила премию от жюри российских критиков и приз зрительских симпатий. Случай редчайшего, кстати, единения практиков, критиков и зрителей.

Я считала, что фильм "Брат", действительно, заслуживает каких-то наград. Впрочем, выше этого фильма я ставила сербскую картину "Беса", и не я одна - это было, в общем, мнение почти всех киножурналистов и кинокритиков. И пожалуй, я бы, конечно, наградила новый фильм Отмана Карима, который называется "Дорогая Элис". А также я решительно не согласна с решением жюри по поводу лучшей мужской роли. На мой взгляд, заслуживал этой награды Мики Манойлович, которого все знают по фильмам Эмира Кустурицы, в фильме "Беса" у него превосходная работа.

Cложно сказать, сказался ли раскол в Союзе кинематографистов на кинофестивале (во время работы кинофестиваля в Доме журналиста состоялся учредительный съезд нового киносоюза, в который вошли кинематографисты, не желающие состоять в Союзе кинематографистов под руководством Никиты Михалкова - прим.ред). Нужно сказать, что в Мраморном зале московского Дома журналистов собралось не очень много народа. Во-первых, в городе была жара, я думаю, что люди старшего возраста просто разъехались по дачам, куда-то за город, а кто-то просто не смог прийти на это мероприятие из-за того, что происходил Московский международный кинофестиваль, и люди пытались посмотреть так много фильмов, как это только возможно.

В любом случае на конференции приняли устав, документы должен зарегистрировать Минюст, к осени, может быть, объявят прием в члены нового союза и затем проведут съезд. Были незначительные споры, сошлись в результате на том, что людям, которых будут принимать в новый киносоюз, достаточно творческого резюме, и что можно разом состоять в двух союзах. Это довольно странно, потому что будет похоже на "Нику" и "Золотого орла". То есть в значительной степени союзы будут состоять из одних и тех же людей. Еще выяснилось, что киносоюз намерен обратиться к государству за финансированием, и что у него будет не только президиум, как сначала хотели, но и председатель. Вот что сказал в интервью РС драматург Александр Гельман:

– Образуется новая киноорганизация, которая, по крайней мере, не является нравственно и идеологически дикой, каким является руководство того союза, из которого мы вышли.