Александр Филатенко: В Туве накануне 22 июня невольно вспоминают о событии, которое называют "белым пятном" в истории всей Второй мировой войны. Дело в том, что в этот день Тувинская Народная Республика - тогда самостоятельное государство - объявила войну фашистской Германии. 22 июня был созван Великий хурал, который и принял декларацию. Латиницей в ней написано: "Тувинский народ во главе с революционной партией и правительством, не щадя жизни, готов всеми силами и средствами участвовать в борьбе советского народа против фашистского агрессора". А уже на следующий день, 23 июня, начался закуп скота и сырья у населения для отправки в СССР. Вот как комментирует этот факт доктор исторических наук, профессор Тувинского университета Николай Абаев.
Николай Абаев: И Тува, которая находится в Центре Азии, наследница великой тюркской, великой кочевой цивилизации поддержала Россию.
Александр Филатенко: В 1941 Советскому Союзу был передан весь золотой запас республики. По архивным данным, за четыре года войны Советский Союз безвозмездно получил из Тувы 50 тысяч боевых коней. На деньги, собранные населением республики, были созданы три эскадрильи истребителей и две танковые бригады. Красная Армия получала из Тувы лыжи, полушубки, валенки... Мёд, плодово-ягодные концентраты, целебные травы и лекарства национальной медицины...
Что до простого народа, то он полностью разделил участь своего старшего брата - улуг акывысче по-тувински. Во время войны мужчины-тувинцы помогали русским семьям. Они сеяли, убирали хлеб, заготавливали сено, пилили и кололи дрова, ремонтировали дворы. Вот как вспоминает то время ветеран тыла Антонина Борисенко, которая родилась и выросла в Туве.
Антонина Борисенко: В магазинах сразу ни товара, ничего не стало. Так же тяжело, как в России, по нормам все стало. Работали без выходных. В уборочную снопы вязали, нас даже в субботу в баню не отпускали.
Александр Филатенко: Осенью 1942 года советское правительство разрешило принимать на военную службу добровольцев из Тувы. Они воевали на территории Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии и Чехословакии, участвуя в рейдах по фашистским тылам и бандеровским группам на западе Украины. Всего за годы войны в рядах Красной Армии служили до восьми тысяч жителей Тувы.
Широко известен такой, например, факт. 31 января 1944 года в бою под Дуражно (Украина) кавалеристы-тувинцы выскочили на маленьких лохматых конях с саблями на передовые немецкие части. Чуть позже пленный немецкий офицер вспоминал, что зрелище деморализующе подействовало на его солдат, на подсознательном уровне воспринявших "этих варваров" как полчища Аттилы. Немцы после этого боя стали называть тувинцев der Schwarze Tod - Черная Смерть. Ужас немцев был связан и с тем, что тувинцы, приверженные собственным представлениям о воинских правилах, принципиально не брали противника в плен.
После вхождения в 1944 году Тувы в состав СССР, о таком союзнике, как Тувинская Народная Республика как-то забыли. Как, впрочем, долго не вспоминала и о декларации об объявлении войны Германии, которую до сих пор никто не отменял. Доктор исторических наук Николай Абаев считает:
Николай Абаев: Надо было просто депутатам Великого Хурала собраться на последнюю общую сессию и отменить состояние войны.
Александр Филатенко: Сейчас это не поздно сделать?
Николай Абаев: А почему поздно? Это было бы знаком примирения, знак доброй воли.