Англичанин, плененный Кавказом

Аргунское ущелье. Чечня

В Великобритании вышла книга журналиста и историка Оливера Буллоу "Пусть наша слава будет великой" (Let Our Fame be Great) с подзаголовком "Путешествия среди непокоренных народов Кавказа". Автор рассказывает о своих недавних путешествиях по Северному Кавказу и размышляет об истории его завоевания.

Книга Буллоу – по сути дела смесь путевых заметок, исторического исследования и размышлений о жизни и судьбах народов Северного Кавказа. Ее автор несколько лет проработал в Москве корреспондентом агентства Рейтер и хорошо говорит по-русски, что облегчило ему общение с населением Дагестана, Чечни и Карачаево-Черкесии.

Во время своих странствий он стремился понять особенности кавказской ментальности и политику властей России на Кавказе, а также познакомиться с культурой и обычаями населяющих его народов. Много страниц в книге уделено истории российского завоевания Кавказа в XIX веке и трагической судьбе черкесов, более миллиона которых в 1864 году вынуждены были бежать в Турцию. Рассказывая о сопротивлении кавказских народов российскому завоеванию, Буллоу проводит параллели с новейшей историей Кавказа и приходит к выводу, что нынешние проблемы, с которыми российские власти сталкиваются на Кавказе, во многом объясняются их нежеланием извлечь уроки из истории собственной страны.

В интервью РС Оливер Буллоу говорит о поразившей его трагической судьбе черкессов, практически вытесненных за пределы своей родины:

- На Кавказе было несколько депортаций. Самая известная датируется 1943-44-го годами. Если же говорить о депортации черкесов в позапрошлом столетии, то за рубежом, особенно в Турции, они в значительной мере утратили свой язык. Там черкесы живут в собственных деревнях и сохраняют свои обычаи, танцы, музыку и даже традиционную одежду. Конечно, они знают, что их родина находится в России, на Кавказе, в Карачаево-Черкесии. После 1991 года среди турецких черкесов возникло движение за возвращение на историческую родину. Однако ассимиляция в России для них затруднена – слишком значительные культурные и языковые барьеры разделяют турецких и российских черкесов. Кстати, сейчас в Абхазии возникла большая колония черкесов, прибывших из Турции и других стран. Трудности у них возникают и из-за существующего в России недоверия к мусульманским народам Кавказа.

- Вы побывали и в Чечне. Какое впечатление оставили у вас чеченцы и их республика?

- Мне довольно трудно сформулировать свои впечатления: там очень непросто завязать с людьми откровенный разговор. Люди там пытаются избегать разговоров на политические темы из-за страха, в котором живут. Сейчас в Европе существует большая чеченская диаспора. Это беженцы, их насчитывается примерно двести тысяч человек. Они крайне недоверчиво относятся к Рамзану Кадырову и не любят его. Однако, побывав в Чечне, я увидел, что Кадыров совершил немало и добрых дел – например, восстанавливает Грозный, пытается восстановить экономику. Большинство чеченцев просто хотят жить в мире и спокойствии. Мне было бы очень любопытно узнать, что случилось бы там, если бы из Москвы перестали поступать деньги. Продолжал бы Кадыров быть лояльным Москве, как сейчас, или же он последовал бы примеру своего отца, который в первую чеченскую войну воевал за независимость Чечни.

- Вы не опасаетесь, что и вас, и вашу книгу могут обвинить в России в антирусских настроениях?

- Люди могут подумать, что у моей книги антирусская направленность из-за того, что я пишу о Кавказе. Однако это неправда. На самом деле я люблю Россию, я в восторге от русских людей, русской культуры и всего русского. Россия пережила нелегкие годы, однако, мне кажется, следует признать, что Россия заставляла страдать и другие народы, чтобы добиться мира в собственной стране. Нужно признать, что преступления совершались не только западными странами, но и Россией.

Оливер Буллоу завершает свою книгу такими словами: "Очень немногие русские, отдыхающие на Кавказе, осознают, чего стоили их стране чистый воздух и солнце на юге. Черкесы это помнят, помнят и чеченцы, и ингуши, и турки-месхетинцы, и другие народы. Но русские не сохранили в памяти свои войны на Кавказе, и призраки их жертв будут являться им до тех пор, пока они не вспомнят".