Карикатура в Польше всегда была и остается популярным средством высмеивания политических и иных ошибок, а также странностей известных людей.
Карикатуры времен Польской Народной республики, как и в других странах бывшего социалистического лагеря, разделялись на три условные категории: рисунки, высмеивающие врагов-капиталистов и их прихвостней, недобросовестных внутренних врагов-расхитителей и вредителей, которые мешают строить светлое будущее; карикатуры на социалистические порядки; и наконец, сатира на бытовые темы. Конечно, благонамеренные политические карикатуры легко попадали на страницы основных периодических изданий ПНР, а вот карикатуры на коммунистический режим распространялись подпольно, хотя кому-то из авторов время от времени и удавалось усыпить бдительное око цензуры.
В центре Варшавы на улице Новогродской есть кафе-клуб бывших сотрудников польской службы Радио Свободная Европа. На стенах - ряд карикатур, высмеивающих это радио. Власти ПНР очень боялись радиостанции, которую слушали до 40 процентов поляков, и поэтому не жалели денег как на глушение, так и на идеологическую войну с ней. Краковянин Анджей Млечко, один из наиболее популярных польских художников-сатириков, вспоминает, как ему работалось во времена ПНР:
- Большим плюсом той системы, а одновременно и минусом, была цензура. Если рисунок проходил цензуру, то вся ответственность как с автора, так и с редактора газеты или журнала, который его публиковал, снималась. А большинство людей хорошо себя чувствуют, когда на них не лежит ответственность – решил кто-то за тебя, и все. Мне лично комфортнее, когда я сам могу решать, что и где публиковать. Самый главный минус того времени – темы-табу. Но справедливости ради скажу, что и сейчас такие темы есть, разве что вместо цензуры – перепуганная редакция. Тем не менее, если кто-то из карикатуристов хочет быть сейчас очень агрессивным, то всегда может найти себе издание, принадлежащее к определенной нише. В общем, ситуация не так хороша, как кажется, но значительно лучше, чем была.
Запретные темы, о которых говорит Анджей Млечко, конечно, присутствуют. Прежде всего, как представляется, это касается религии и трагических страниц истории Польши. Во времена ПНР высмеивать наверняка было что. Значит ли это, что сейчас у художников-карикатуристов объектов для рисунка меньше, труднее их находить? Анджей Млечко так отвечает на этот вопрос:
- Нет разницы, в какой системе человек живет. Люди моей профессии подпитываются прежде всего бытовыми темами, которые не меняются со сменой системы. Темы находятся вне времени: семейные отношения, отношения между мужчиной и женщиной, эротика... – их масса. У меня, например, все меньше желания рисовать политиков. И мне и, наверное, большинству моих сограждан политика просто надоела, поэтому ограничиваться политической карикатурой не стоит. Кстати, у меня в Кракове уже 30 лет работает галерея. Так вот, интересно, что раньше люди с волнением смотрели и покупали карикатуры на политические темы, а теперь пробегают по ним взглядом с какой-то усталостью. Ищут просто-напросто смешных, интеллигентных рисунков, а не комментариев к тому, что один политик сказал, а другой ему ответил. Другое время теперь – и это уже не так интересно.
Рисунки Анджея Млечко очень популярны в Польше, их публикуют ведущие СМИ. Однако нередко они имеют очень острый социально-политический характер, что наверняка определенной части общества приходится не по вкусу. Вот карикатура примерно двухмесячной давности: наводнение в Польше, на крыше залитого дома сидят два человека вместе с домашними животными, которых удалось спасти, и один другому говорит: "О Боже, что этот Путин еще придумает?!" Анджей Млечко считает:
- Мне часто говорят, что я художник скандальный, резкий. Мне тяжело это оценить как автору. Но вот недавно журналисты, которым я давал интервью, сказали мне, что исследовали комментарии к моим рисункам на различных форумах в Интернете. Оказалось, что там практически невозможно найти откровенно критических высказываний о моей скромной особе. Поэтому, как мне кажется, распространенное мнение обо мне не совсем совпадает с тем, что есть на самом деле. Есть три варианта: а) мои карикатуры не столь уж критичны; б) людям они просто нравятся; с) я не так известен и поэтому мало кто обращает на меня внимание. Как на самом деле – не знаю, но таковы факты.
Практически каждый из основных еженедельных журналов, которые в Польше выходят чрезвычайно большими тиражами, по 200-300 тысяч экземпляров, обязательно имеет своего карикатуриста. Читатель зачастую начинает знакомство с изданием именно с карикатуры. Каким известному карикатуристу Анджею Млечко видится будущее польской карикатуры?
- Если говорить о сатирическом рисунке, то здесь ситуация такая же, как и с любым другим видом творчества: литературой, публицистикой. Поскольку у нас демократия, нет уже такого количества табу, то очевидно, что карикатура не имеет уже той силы, не играет такой важной роли, как раньше. Тогда цель была одна – свалить режим, а теперь – обратить внимание на определенные проблемы. Сейчас карикатуристы не растут как грибы после дождя, как это было, например, в 70-е, когда масса талантливых художников объединилась вокруг журнала "Шпильки". Мне кажется, что быть карикатуристом - это довольно редкое умение. Обратите внимание: режиссеров, литераторов, актеров – сотни, тысячи, а влиятельных карикатуристов в любой стране – несколько. Я всегда думал: почему так? Почему карикатуристы так редко появляются? И вот к чему пришел. Карикатурист должен обладать сразу двумя талантами: литературным и художественным. А это редко случается.
Таким образом, в музей польскую карикатуру сдавать еще рано, хотя музей карикатуры есть, он работает в Варшаве с 1978 года. Посетив его, каждый сам может оценить, какой карикатура была 30 лет назад и какова она сейчас – купив несколько популярных еженедельных журналов.
(Сюжет из рубрики "Истории Запада и Востока" программы "Время свободы – дневной выпуск".)
Карикатуры времен Польской Народной республики, как и в других странах бывшего социалистического лагеря, разделялись на три условные категории: рисунки, высмеивающие врагов-капиталистов и их прихвостней, недобросовестных внутренних врагов-расхитителей и вредителей, которые мешают строить светлое будущее; карикатуры на социалистические порядки; и наконец, сатира на бытовые темы. Конечно, благонамеренные политические карикатуры легко попадали на страницы основных периодических изданий ПНР, а вот карикатуры на коммунистический режим распространялись подпольно, хотя кому-то из авторов время от времени и удавалось усыпить бдительное око цензуры.
В центре Варшавы на улице Новогродской есть кафе-клуб бывших сотрудников польской службы Радио Свободная Европа. На стенах - ряд карикатур, высмеивающих это радио. Власти ПНР очень боялись радиостанции, которую слушали до 40 процентов поляков, и поэтому не жалели денег как на глушение, так и на идеологическую войну с ней. Краковянин Анджей Млечко, один из наиболее популярных польских художников-сатириков, вспоминает, как ему работалось во времена ПНР:
- Большим плюсом той системы, а одновременно и минусом, была цензура. Если рисунок проходил цензуру, то вся ответственность как с автора, так и с редактора газеты или журнала, который его публиковал, снималась. А большинство людей хорошо себя чувствуют, когда на них не лежит ответственность – решил кто-то за тебя, и все. Мне лично комфортнее, когда я сам могу решать, что и где публиковать. Самый главный минус того времени – темы-табу. Но справедливости ради скажу, что и сейчас такие темы есть, разве что вместо цензуры – перепуганная редакция. Тем не менее, если кто-то из карикатуристов хочет быть сейчас очень агрессивным, то всегда может найти себе издание, принадлежащее к определенной нише. В общем, ситуация не так хороша, как кажется, но значительно лучше, чем была.
Запретные темы, о которых говорит Анджей Млечко, конечно, присутствуют. Прежде всего, как представляется, это касается религии и трагических страниц истории Польши. Во времена ПНР высмеивать наверняка было что. Значит ли это, что сейчас у художников-карикатуристов объектов для рисунка меньше, труднее их находить? Анджей Млечко так отвечает на этот вопрос:
- Нет разницы, в какой системе человек живет. Люди моей профессии подпитываются прежде всего бытовыми темами, которые не меняются со сменой системы. Темы находятся вне времени: семейные отношения, отношения между мужчиной и женщиной, эротика... – их масса. У меня, например, все меньше желания рисовать политиков. И мне и, наверное, большинству моих сограждан политика просто надоела, поэтому ограничиваться политической карикатурой не стоит. Кстати, у меня в Кракове уже 30 лет работает галерея. Так вот, интересно, что раньше люди с волнением смотрели и покупали карикатуры на политические темы, а теперь пробегают по ним взглядом с какой-то усталостью. Ищут просто-напросто смешных, интеллигентных рисунков, а не комментариев к тому, что один политик сказал, а другой ему ответил. Другое время теперь – и это уже не так интересно.
Рисунки Анджея Млечко очень популярны в Польше, их публикуют ведущие СМИ. Однако нередко они имеют очень острый социально-политический характер, что наверняка определенной части общества приходится не по вкусу. Вот карикатура примерно двухмесячной давности: наводнение в Польше, на крыше залитого дома сидят два человека вместе с домашними животными, которых удалось спасти, и один другому говорит: "О Боже, что этот Путин еще придумает?!" Анджей Млечко считает:
- Мне часто говорят, что я художник скандальный, резкий. Мне тяжело это оценить как автору. Но вот недавно журналисты, которым я давал интервью, сказали мне, что исследовали комментарии к моим рисункам на различных форумах в Интернете. Оказалось, что там практически невозможно найти откровенно критических высказываний о моей скромной особе. Поэтому, как мне кажется, распространенное мнение обо мне не совсем совпадает с тем, что есть на самом деле. Есть три варианта: а) мои карикатуры не столь уж критичны; б) людям они просто нравятся; с) я не так известен и поэтому мало кто обращает на меня внимание. Как на самом деле – не знаю, но таковы факты.
Практически каждый из основных еженедельных журналов, которые в Польше выходят чрезвычайно большими тиражами, по 200-300 тысяч экземпляров, обязательно имеет своего карикатуриста. Читатель зачастую начинает знакомство с изданием именно с карикатуры. Каким известному карикатуристу Анджею Млечко видится будущее польской карикатуры?
- Если говорить о сатирическом рисунке, то здесь ситуация такая же, как и с любым другим видом творчества: литературой, публицистикой. Поскольку у нас демократия, нет уже такого количества табу, то очевидно, что карикатура не имеет уже той силы, не играет такой важной роли, как раньше. Тогда цель была одна – свалить режим, а теперь – обратить внимание на определенные проблемы. Сейчас карикатуристы не растут как грибы после дождя, как это было, например, в 70-е, когда масса талантливых художников объединилась вокруг журнала "Шпильки". Мне кажется, что быть карикатуристом - это довольно редкое умение. Обратите внимание: режиссеров, литераторов, актеров – сотни, тысячи, а влиятельных карикатуристов в любой стране – несколько. Я всегда думал: почему так? Почему карикатуристы так редко появляются? И вот к чему пришел. Карикатурист должен обладать сразу двумя талантами: литературным и художественным. А это редко случается.
Таким образом, в музей польскую карикатуру сдавать еще рано, хотя музей карикатуры есть, он работает в Варшаве с 1978 года. Посетив его, каждый сам может оценить, какой карикатура была 30 лет назад и какова она сейчас – купив несколько популярных еженедельных журналов.
(Сюжет из рубрики "Истории Запада и Востока" программы "Время свободы – дневной выпуск".)