День Независимости США – это раз и навсегда день рождения великого Сатчмо! Первый визит Армстронга в Париж по приглашению Жака Канетти. Рождение пения скэтом - версия Меза Меззроу

Russia -- Savitsky Dmitry, portrait

ДС:- Четвертое июля для большинства из нас – День Независимости США. Для джазфанов это еще и ежегодное торжественное празднование дня рождения Луи Армстронга, которого близкие и джазмены звали Попс, а публика, критики и фаны – Сатчмо. На стене у меня висит фотография Попса в его артистической уборной. Он в своей любимой вне сцены одежде: зеленые boxer shorts, «удлиненные», как их теперь называют, шорты, тапочки и белый носовой платок, завязанный на голове, прямо как в Одессе, по углам. Под стоваттной лампочкой портативная пишущая машинка. Пианист Джо Бушкин вспоминает:
- Я его спрашиваю: - Попс, разве ты не закончил писать биографию?
- Что ты, парень, - отвечает Луи, - я добрался лишь до 29 года!
Луи Армстронг родился в Новом Орлеане 4 июля 1901 года. Точная дата его рождения была установлена лишь после его смерти в 71 году, когда биографы тщательно исследовали приходские книги баптистских церквей, которые вели учет рождению и крещению прихожан.
Вы слушаете первое июльское «Время Джаза», у микрофона в Париже – ваш ДС.

Dear Old Southland

ДС: - «Dear Old Southland», «Дорогой Старый Юг» Лейтона и Кримера с короткой цитатой-вставкой из «Сент-Луис Блюза». Бак Уашингтон – рояль. Армстронг – труба и вступительная реплика… 5-е апреля 30 года. Нью-Йорк.
Мне доводилось рассказывать, но не в этой серии, про мое короткое знакомство с почти восьмидесятилетним братом моего любимого писателя Элиаса Канетти – Жаком Канетти. Элиаса, особенно «Масса и власть», я читаю и перечитываю, буквально, последние 30 лет. Жак был младшим братом Элиаса, 1909 года рождения. Мы познакомились в начале девяностых. Свела нас за ужином моя датская подруга, за который Жак упорно, но элегантно волочился. Он приходил к нам домой: небольшого роста, одетый по довоенной моде, с перламутровыми пуговицами на штиблетах и жемчужной булавкой-заколкой, стягивавшей углы воротничков белоснежной рубахи, и рассказывал о конце двадцатых, о тридцатых годах в Париже. Дело в том, что Жак был первооткрывателем талантов и это он первым пригласил в Париж выступить американского трубача Луи Армстронга.

On the sunny side of the street

ДС: - «On the sunny side of the street», «На солнечной стороне улицы» - песня Джимми МакХью (музыка) и Дороти Филдс (слова) из мюзикла 30 года «Lew Leslie's International Revue».
- Даже если у меня не будет ни цента, - пел Сатчмо, я все равно буду богаче Дейвида Рокфеллера, а Барри Голдуотер будет ползать у моих ног, потому что я выбрал Солнечную Сторону Улицы…»
Джазовые новости из США похоже зациклились на серии некрологов. 24 июня в лучший мир отправился чикагский тенор-саксофонист, выросший Монро, Луизиана, Фред Эндерсон. Он рос, слушая музыку Декстера Гордона, Чарли Паркера, Лестера Янга и Коулмена Хокинса. Дебютировал он в 45 году в группах R & B, Ритма-и-Блюза. В 62 году он собрал собственный квартет с Билли Бримфилдом на трубе; Билом Флетчером на контрабасе и Верноном Томасом на ударных. В 65 году его комбо разрослось до Creative Jazz Ensemble. Билли Бримфилд сохранил место трубача; буддистский священник и мульти-инструменталист Джозеф Джармэн вошел в ансамбль, играя то на саксофоне, то на кларнете, то на фортепьяно; Чарли Кларк играл на контрабасе и Джак ДеДжонетт на ударных. В 77 году Фред Эндерсон открыл в Чикаго нечто среднее между клубом и артистической мастерской - «Birdhouse». Для джазфанов всего мира Фред Эндерсон остается недооцененным музыкантом, отгороженным от более широкого успеха и широкой публики собственной застенчивостью и нелюбовью к саморекламе. Фреду Эндерсону шел 82 год.
Вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на коротких и средних частотах «Свободы» и с сайта радиостанции svobodanews.ru. У микрофона в Париже – ваш ДС.

Drop Me Off in Harlem

ДС: - «Drop Me Off in Harlem», «Подбрось меня до Гарлема» Эллингтона и Кенни. Сатчмо – труба и вокал; Дюк Эллингтон – рояль; Трамми Янг – тромбон; Барни Бигард – кларнет; Морт Херберт – контрабас и Дэнни Бэрсэлона – ударные. Апрель 61 года.
Многие из вас до сих вспоминают передачу о том, как ваш покорный слуга и забывшая об уроках сольфеджио и ставшая белой звездой африканских танцев Шарлот, отправились в бретонский городок Ла Болль. Вернувшись, мы в последний раз отужинали с Жаком Канетти, про которого знали теперь гораздо больше: это он открыл Жак Бреля и Жоржа Брассанса, Сержа Гинзбура, Клода Нугаро, Сержа Реджиани, Раймона Девоса, Феликса Леклера. Всех, кроме Шарля Азнавура, в талант которого он не верил. Cherchez la femme!
Это Жак Канетти основал знаменитое кабаре «Три Осла» на Монмартре и это он уговорил в 33 году Марелен Дитрих записать первую пластинку («Assez» и «Moi j'm'ennuie»).
Мы сидели у меня Pot de Fer или, как называет это улицу Латинского квартала, переводя буквально, Саша Кабаков, у меня на Таганке.
- Вы увлечены историей джаза? - утвердительно спросил Жак. – Вы знаете, что я был тем самым наглым молодым человеком, который пригласил Луи Армстронга на первые гастроли в Европу? Я помню, как я ждал его на вокзале. В толпе, его с женой, легко было узнать…
- Мистер Армстронг? – все же переспросил я его.
- А,- сказал Сатчмо, вот и комитет по встрече! А где же твой папа? – поинтересовался он.
Хотя мне было сильно за двадцать, я выглядел в ту эпоху мальчишкой лет семнадцати…

Let's Do It (Let's Fall in Love)

ДС: - «Let's Do It», «Давай влюбимся…» - популярнейшая песня-стандарт Коула Портера, вся основанная на игре слов… 31 июля 57 года, Лос-Анджелес. Сатчмо – труба и вокал; Оскар Петерсон – рояль; Хёрб Эллис – гитара; Рей Браун – контрабас; Луи Белсон – ударные.
Еще два слова о Канетти. Все три брата (третий – математик) выросли в Болгарии, в Русе. Они были испанскими сефардами и говорили на ладино. Правда, кроме ладино они говорили еще на дюжине языков, включая русский. Кроме Армстронга Ниссим Жак Канетти пригласил во Францию на гастроли Кэба Кэллуэя и Дюка Эллингтона. Жак выпустил книгу мемуаров: – «On cherche jeune homme aimant la musique» - «Требуется молодой человек, любящий музыку». В свое время я хотел записать Жака на магнитофон, особенно его рассказы про джазменов. Но он был сильно глуховат и вместо интервью получалось нечто абсурдное.
Вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на частотах «Свободы» или LIVE с сайта радиостанции svobodanews.ru. У микрофона в Париже – ваш ДС.

Basin Street Blues

ДС: - «Basin Street Blues», «Блюз Бэйсин стрит» - это главная улица Сторивилля, французского квартала Нового Орлеана….
Луи Армстронг - труба и вокал; Трамми Янг – тромбон; Барни Бигард – кларнет. Бад Фриман – тенор-саксофон; Билли Кайл – фортепьяно; Арвел Шо – контрабас и весьма энергичный Кенни Джонс – ударные. Нью-Йорк, 19 мая 54 года.
Впервые Армстронг записал эту песню Спенсера Уильямса в 28 году. Джак Тигарден и Гленн Миллер слегка изменили текст добавив: - А хочешь, отправимся вместе на Миссисипи…
Этим летом, я думаю, лучше не стоит.
В отличии от многих коллег и друзей, Сатчмо не был большим энтузиастом алкоголя. Зато он любил свои muggles, сигареты с марихуаной. В его молодые годы курить каннабис не запрещалось. Да и позже Луи курил почти в открытую. Полицейские к нему относились чуть ли не с любовью (если говорить про север), а его менеджер, Джо Глейзер, мог его вытащить из любой ситуации. Мез Меззроу считал, что Old Gatemouth (еще одна кличка Армстронга) записал знаменитую песню Heebie Jeebies скэтом, потому что накурился и забыл слова. В любом случае это было революцией, потому что все эти «eef, gaff, mmmff, dee-bo, duh, deedle-la bahm, rip-bip-ee-doo-dee-doot, do и так далее, звучали, как сама труба Сатчмо.

Heebie Jeebies

ДС: - «Heebie Jeebies», песня Бойда Эткинса. Сатчмо и его «Горячая Пятерка», 26 год.
Мез Меззроу – был чикагским кларнетистом и саксофонистом, но прославился он своей потрясающей книгой «Really the Blues». В этой книге десять страниц индекса отведены джазовому жаргону эпохи. Вот еще одна песня:

Jeepers Creepers

ДС: - «Jeepers Creepers» Уоррена и Мерсера, написанная ими для фильма 38 года «Going Places». Армстронг исполняет «Jeepers Creepers» в самом фильме, в котором, кстати, снимался и Рональд Рейган. В данном случае оркестр Сатчмо записал, ставший популярным стандарт, год спустя – в 39 году, в Нью-Йорке.
24 августа появился в продаже новый CD новоорлеанской семьи Марсалисов. Запись была сделана в Центре Исполнительских Искусств имени Кеннеди в Вашингтоне в прошлом году, после того, как патриарх клана, пианист Эллис Марсалис получил премию Дюка Эллингтона за Lifetime Achievement – творческие достижения в течении всей жизни (Совпадение! Эллиас Канетти получил Нобелевскую премию за те же «творческие достижения в течении жизни»!) На компакте вместе с отцом играют: трубач Уинтон Марсалис и его братья: саксофонист Бренфорд, тромбонист Дельфио и ударник Джейсон. Поэт Эллис Марсалис-Третий так же участвовал в записи CD, как и друг семьи, пианист и певец Харри Конник- Младший.
Не смотря на жару и надвигающуюся грозу, вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на потрескивающих частотах «Свободы» или, что проблематичнее, LIVE, с сайта радиостанции svobodanews.ru. У микрофона в Париже – ваш ДС.

Rockin' Chair

ДС: - «Rockin' Chair», «Кресло-качалка» - «Фатса» Уоллера, конечно, и Энди Рэзафа. Дуэт Сатчмо с тромбонистом Джаком Тигарденом. Оркестр Армстронга «All Stars» в нью-йоркской мэрии 17 мая 47 года…
Само собой можно из года в год рассказывать о значении Сатчмо в эволюции или, скорее, революции джаза, которую он почти в одиночку осуществил. Но у Попса не было ни одного обыкновенного дня! Каждый день, начиная (отлистайте наши передачи хотя бы на год назад) начиная с роли не джазмена, а юного жиголо в Сторивилле и до последнего дня жизни, даже до похорон, о которых нам поведал в прямом эфире 7 июля 71 года Уиллис Коновер из Corona Congregational Church, каждый день был чудом.
Луи составил сценарий прощания с друзьями и близкими. Обычно он держал за спиной пианиста на сцене целую охапку белых платков, которыми он оттирал пот с лица. В церкви он лежал в открытом гробу – белый шелковый платок в руке.
Многие афроамериканцы называли Сатчмо «негром белых», но десятки тысяч людей, которые шли попрощаться с Армстронгом в основном были афроамериканцами. Пегги Ли под орган пела «Отче наш». Эл Хиблер пел после нее спиричуел «Никто не знает моих забот» и «Когда святые пройдут маршем». Радиоведущий Фред Роббинс тихо шептал, подняв голову: «Поспеши, Габриель! Вот он поднимается к тебе – Сатчмо»….

King of the Zulus

ДС: - «King of the Zulus», «Король Зулу», пьеса жены Сатчмо Лил Армстронг. Луи в своей лучшей роли: театральной.
Состав:Попс – трубач и вокал; Трамми Янг тромбон и вокал; Эдманд Холл – кларнет; Билли Кайл – рояль; Джордж Барнс – гитара; Сквайер Гёрш – контрабас и Барет Димс – ударные. 23 января 57 года, Нью-Йорк.
Расстанемся мы на обратной стороне луны, на Сатчмо мюзиклов и песен, которые он в одночасье превращал в стандарты.
Вы найдете подкаст этого «Времени Джаза» на сайте радиостанции svobodanews.ru. Удачной вам и веселой недели – с приветом из Парижа – ваш ДС…

Hello, Dolly!