Владимир Кара-Мурза - о шпионаже

Игорь Сутягин

Российский ученый Игорь Сутягин, осужденный на 15 лет лишения свободы по обвинению в шпионаже, будет обменян на 10 задержанных недавно в США по обвинению в шпионаже в пользу России. Об этом в среду, 7 июля, в Москве заявили журналистам родственники и адвокат Сутягина. Как сообщил побывавший на пресс-конференции корреспондент Радио Свобода, брат Сутягина Дмитрий рассказал, что ученому пришлось подписать письменное признание своей вины и согласиться с высылкой из страны. Таковы были условия обмена.

Владимир Кара-Мурза: Российский ученый Игорь Сутягин, осужденный на 15 лет за шпионаж, завтра будет выслан из России. Сегодня стало известно, что его и еще 10 фигурантов "шпионских дел" планируют обменять на 11 человек, подозреваемых в США в шпионаже в пользу России. Отсидевший почти 11 лет, Игорь Сутягин был доставлен в Москву накануне из колонии № 12, расположенной в Архангельской области, и помещен в московское СИЗО "Лефортово". Туда сразу же вызвали его родных, во время свидания Игорь рассказал о поступившем ему предложении. США подтвердили информацию о ведении переговоров с Москвой об обмене фигурантов "шпионского скандала". Как сообщает "Рейтер" со ссылкой на американского правительственного чиновника, администрация Обамы рассматривает вероятность подобной сделки. Она предполагает, что задержанные в США признают свою вину и после этого будут отправлены в Россию. Предстоящий обмен задержанными за шпионаж и судьбу Игоря Сутягина мы сегодня обсуждаем с академиком Российской академии наук Юрием Рыжовым, Зоей Световой, корреспондентом "Нью Таймс", и Анной Ставицкой, адвокатом Игоря Сутягина. Когда вам стало известно об этом предложении, поступившем вашему доверителю?

Анна Ставицкая: Об этом предложении мне стало известно сегодня, после того как его родственники посетили Игоря в Лефортово. Дело в том, что позавчера его очень неожиданно и спешно вывезли в неизвестном направлении из колонии, где он отбывал наказание. И мы не знали ни куда его отвезли, ни в связи с чем, ни почему. И вчера я потратила полдня на то, чтобы добиться от сотрудников колонии или от ФСИН Архангельской области, чтобы нам пояснили, куда его отправили и на каком основании. То, что нам рассказывали, разнились сведения. Сначала говорили о том, что его отправили в Москву для того, чтобы он дал показания в качестве свидетеля, совершенно непонятно, по какому делу и в качестве какого свидетеля. Потом стали говорить уже о том, что его направили в Москву по разнарядке для того, чтобы определить, где он дальше будет отбывать наказание. А где-то часа в три дня мне позвонила жена Игоря и сказала, что ей позвонили из изолятора "Лефортово" и сказали, что он находится в "Лефортово" и что они его могут посетить. Сегодня с утра мама и брат Игоря к нему сходили. После того как вышли, они сразу мне позвонили и рассказали о том предложении, которое Игорю поступило.

Владимир Кара-Мурза: Удивил ли вас подобный поворот в судьбе Игоря Сутягина?
Это цирк, не слабее цирка вокруг Ходорковского

Юрий Рыжов: Будем говорить, что несколько неожиданный поворот. Потому что мы, как вы знаете, предпринимали огромные усилия для того, чтобы прекратить это безобразие, издевательство над человеком, который ни в чем не виноват, абсолютно чистый, кристальный человек, высокий специалист. Я хочу напомнить, что в этом году мы ездили - Анна Ставицкая, мама Игоря, Эрнст Черный, Алексей Симонов и Зоя Светова и, конечно, Людмила Михайловна Алексеева - ездили на суд, на котором пытались добиться условно-досрочного освобождения. Это цирк, не слабее цирка вокруг Ходорковского. Я просто короткий эпизод приведу. Процедура такого суда с рассмотрением вопроса об УДО - это Игорь Сутягин в клетке, которого я первый раз в жизни видел, потрясающий человек. Второе – яркая дама-судья, потом прокурор, потом представитель службы исполнения наказаний из колонии и, наконец, мы, перечисленные мною только что. Рассказывает представитель колонии, какой хороший человек Игорь Сутягин, он проводит занятия с заключенными, то да се. Прокурор повторяет это дело. Но потом во всех случаях, в том числе в заключительном выступлении судьи, звучит: зато было одно крупное нарушение дисциплины. В чем оно состояло? Это типичный почерк чекистов всех времен - провокация. К Игорю подошел какой-то зек и сказал: вам родственники звонят, вот мобильный, берите. Конечно, Игорь не сообразил, во-первых, откуда у зека телефон его родственников, во-вторых, не сообразил, он знал, что это запрещено, он взял в руки этот телефон, и тут же было зафиксировано грубое нарушение. Поэтому во всех заключениях и представителей ФСИН, и прокурора, самой судьи, яркой дамы, что такое грубое нарушение не позволяет предоставить ему условно-досрочное освобождение. Это просто эпизод из последних элементов судьбы Игоря Сутягина.

Владимир Кара-Мурза: Какие исторические аналогии вам приходят на память, когда мы обсуждаем сегодня этот случай?

Зоя Светова: Советское время, когда была так называемая "холодная война" и советских политзаключенных меняли на шпионов. Нам известен случай, когда Владимира Буковского поменяли на Луиса Корвалана, он не шпион, как известно. А следующая история – это история 79 года, апрель, когда Александра Гинзбурга и так называемых фигурантов самолетного дела Эдуарда Кузнецова, Марка Дымшица, Мороза и баптиста Питера Винса поменяли на двух советских разведчиков Вальдера Энегеля и Рудольфа Черняева. Вот эти два советских разведчика были приговорены в США к 50 годам тюрьмы, их поменяли на наших советских диссидентов. И было сделано очень похожим способом, как произошло с Игорем Сутягиным. То есть Гинзбурга и этих четырех человек, их привезли из лагерей, тоже сразу привезли в Лефортово и оттуда их посадили в самолет и привезли в Нью-Йорк. Я читала, они рассказывали потом, что они в наручниках в самолете сидели, и когда они сходили в Нью-Йорке с трапа самолета, по этому же трапу шли два советских разведчика. Но различие этого случая и последнего случая, который был с Натаном Щаранским, его я не помню, на кого поменяли, но тоже на какого-то разведчика советского, отличие этих случаев советского времени от случая с Игорем Сутягиным в том, что никому из советских политзаключенных не предлагали признать свою вину.

А ведь Игорь Сутягин политзаключенный, и его заставили сегодняшние чекисты, они его добили, доломали, если можно так выразиться. Этот человек в течение 10 лет не признавал свою вину, хотя его долбали, его всячески пугали, говорили о том, что у его родственников будут неприятности. Когда он просил о помиловании, он не признавал свою вину. И известен случай, что Путин говорил, что мы бы и рады его помиловать, да вот он вину не признает. И тут ему сделали такое предложение, от которого он не мог отказаться. Они ему сказали: или вы сейчас принимаете это предложение, признаете свою вину и вас высылают, или вас сгноят в лагере, у вашей семьи тоже будут большие неприятности. Я думаю, это была %D