Вильнюс, город скульпторов

Ангелы, парящие над городом - один из традиционных вильнюсских сюжетов.

В разгар летнего сезона туристов всегда привлекают прогулки по улочкам и площадям старых городов, с непременными статуями и памятниками. Не исключение и Вильнюс, который пока нельзя назвать городом скульптур, но он может стать таким. Ведь в последние годы их все больше, и они, по отзывам горожан, делают столицу Литвы разнообразнее и живее. Это статуи, маленькие или средних размеров, бюсты и барельефы.

Симпатичным вильнюсским фирменным знаком последних лет стали белые гипсовые ангелы, которые, среди людей, сидят на скамейках, крышах домов и, задумавшись, наблюдают за городской суетой. Прогулка по старому Вильнюсу от одной фигуры к другой привлекает не только многочисленных зарубежных туристов - их сейчас больше всего из Польши, Германии, Испании, Англии – но и влюбленных, составляющих собственный маршрут по городу.

Узкие улочки, названия которых красноречивы - Стекольная, Еврейская, Бернардинцев, Замковая, Университетская, Немецкая, Францисканцев – вымощенные старым камнем и нагретые солнцем, петляют от площади к скверу, от сквера к реке. И вот у реки – первая встреча: бронзовая фигурка Русалочки. Она мечтательно смотрит в небо, во всем облике – трогательность и беззащитность. Говорят, своей песней она заманивает людей искусства в этот район Заречья, "вильнюсского Монмартра", где живут местные художники, музыканты, поэты.

В Старом городе можем встретить скульптуру задумчивого Адама Мицкевича, бюсты литовской поэтессы Саломеи Нерис или культового музыканта Фрэнка Заппы. Не так давно появился и Доктор Айболит, прототип которого, врач Цемах Шабад, жил в Вильнюсе в начале 20 века. Увидеть Айболита, наверное, мечтают многие дети, вильнюсским - повезло, на перекрестке улиц Мясине и Ашмянос они могут встречать его каждый день. Автор памятника скульптор Ромуалдас Квинтас изобразил Айболита склонившимся над маленькой девочкой, держащей на руках кота.

Одна из самых романтичных вильнюсских скульптур – мальчик, прижимающий к груди калошу. Это памятник известному французскому писателю Ромэну Гари, жившему в доме напротив. В детстве он влюбился в соседскую девочку Валентину, сражаясь за её внимание, решил показать, как сильны его чувства – на спор съел собственную калошу… Об этом взрослый Ромэн Гари поведал в автобиографическом рассказе.

Говорит влюбленный в Вильнюс актер Ромас Раманаускас, благодаря усилиям которого и появился этот памятник:

- Это теперь один из знаков города. Я очень доволен, что он все больше врастает в местный фон, романтичный памятник, посвященный детским годам Гари. Вообще, мне в Вильнюсе не нравятся большие монументы известным писателям – они бездушны, не вызывают человеческого отклика, а уж тем более улыбки, не согревают сердце, наоборот, как-то давят. Привлекают маленькие скульптуры, именно они часто объединяют эпохи. Памятников никогда не будет слишком много.

А вот мнение известного литовского скульптора, лауреата Национальной премии, виленчанки Тамары Яновой:

- Малые формы для такого города, как Вильнюс, очень кстати, они подчеркивают его камерность. В Клайпеде тоже есть хорошие примеры - фигуры у вокзала или морячок на пристани.

- В чем сила литовской скульптуры?

- Народное творчество плюс очень большое влияние французской скульптуры, Матисса, Майоля. Учились многие литовские скульпторы в Европе и привнесли монументальность. В то же время пластика - трепетная. И обобщения, идейные и пластические, сродни европейской скульптуре. Монументализм - он не как у латышей, сухой, у литовцев он более эмоциональный, чувствительный, глубокий, психологичный.

Есть в Вильнюсе и особые, загадочные скульптуры и места, возле которых принято назначать свидания. Одно из них – плитка с мозаикой под названием "Чудо" в каменном покрытии Кафедральной площади в центре города, работы художника Гитяниса Умбрасаса. Если встать на эту плитку и загадать желание, обернувшись на 360 градусов, оно исполнится.