Марина Тимашева: В конце июня в Петербурге в 10-й раз прошел крупнейший на Северо-Западе России рок-фестиваль ''Окна открой!''. Рассказывает о нем Татьяна Вольтская.
Татьяна Вольтская: Главная цель, которую преследует рок-фестиваль ''Окна открой!'' это поиск молодых, талантливых музыкантов. В этом году жюри фестиваля - представители звукозаписывающих студий, рок-музыканты, продюсеры и музыкальные критики - отобрали из полутора тысяч заявок около 30 лучших молодых групп. Фестиваль это всегда повод для разговора об отечественной рок-музыке. Говорит один из лидеров рок-группы ''Аукцион'' Олег Гаркуша.
Олег Гаркуша: Я на ''Окнах'' уже 10 лет, с самого начала. Конечно, очень приятно, что фестиваль ''Окна открой!'' 10 лет функционирует, приятно, что группы, которые играли у нас на ''Окнах'' в свое время, уже стали достаточно популярными: это и ''Король и шут'', и ''Пилот'', и ''Биллис-Бенд'', и там много коллективов, которые проходили прослушивание. Вообще, традиционный метод - прослушивание. В свое время были ленинградские рок-фестивали, там тоже были прослушивания, отбирали коллективы достойные, они участвовали в больших фестивальных концертах. В том числе и ''АукцЫон'' проходил такие же прослушивания, как и все молодые ребята. И тут ни в коем случае на нас обижаться не надо, если группа не прошла, потому что, если группа не прошла, значит, она еще сыровата, значит, она еще не готова для того, чтобы свое творчество показывать на большой площадке. Допустим, группа ''Три пули'' - они ''рубились'', ''рубились'' несколько раз, что-то у них не получалось, а в этот раз просто всем понравилось, они молодцы. И я ребятам всем говорю: играйте, играйте и играйте - чем больше вы играете, тем больше вы нарабатываете свой профессионализм, тем больше вы думаете о творчестве и сочиняете какие-то кайфовые песни, допустим. И даже можно поменять немного формат-не формат, но как-то изменить себя. И многие идут навстречу, слушают внимательно ''советы бывалого'', как говорится. И у многих это получается. Практически у нас голосование было полное - это группа ''Точь-в-точь''. Это всем понравилось, без исключения.
Татьяна Вольтская: Рок-музыка противостоит не только официозной попсовой культуре, но и официозному городскому быту, помпезным городским праздникам, часто оборачивающимся банальным свинством и горами мусора, - считает поэт, писатель, музыкант группы ''Санкт-Петербург'' Владимир Рекшан.
Владимир Рекшан: По своей сути рок-музыка это городской фольклор, он вырастает из так называемых народных масс, из того гражданского общества, которое мы никак построить не можем. И жюри (мне даже неудобно, что я в жюри уже даже сижу, вроде какой-то такой чиновник получается музыкальный), но все равно - это все люди, так или иначе выросшие из этих народных музыкальных масс. А то, что сегодня ''Мадам Бентли'', а завтра - ''Коля-Толя'', это не важно, главное, что этот музыкальный процесс не прервался, что это народная современная музыка живет и (как иначе?) развивается, несмотря на давление правительственной, как ее называют, попсы. Фестиваль ''Окна открой!'', как мне кажется - единственный в стране фестиваль, который является держателем традиций, связанных с восстановлением такого явления как ленинградская рок-музыка. А ленинградская рок музыка - это одно из ярчайших проявлений культуры нашего города. По инерции, в значительной степени, Петербург остается столицей этого музыкального жанра, а без подобных фестивалей удержать это столичное первенство будет, наверное, невозможно.
Татьяна Вольтская: На уникальности фестиваля настаивает его генеральный продюсер Евгений Мочулов.
Евгений Мочулов: Другие фестивали все-таки построены, в основном, на звездах - и ''Крылья'', и ''Нашествие'', и все прочее. Если стоит на ''Нашествии'' сцена для молодых групп где-то там в полкилометре - пока туда бежишь... А чем он еще в этом году привлекателен? Тем, что у нас три сцены рядом. То есть, пожалуйста, на улице, в зал вошли, у нас оформленный концертный зал с очень мощным аппаратом по райдеру ''ДДТ''', там 250 киловатт света, 200 киловатт звука, огромные три экрана, и еще одна сцена в фойе, где такие артисты как Бошаков, Комаров, и такая молодежь, ближе к авторской песне. Плюс там художники, ''митьки'', как у нас обычно. И десять лет - очень интересная картина.
Татьяна Вольтская: Весьма пессимистически настроен владелец компании ''Кард Медиа'' и директор студии звукозаписи ''АнТроп'' продюсер Андрей Тропило.
Андрей Тропило: Один несчастный этот фестиваль не в силах пробить ту стену из фекалий культурных, которая стоит на телевидении, на радио. Естественно, это капля в море или вопль вопиющего в пустыне. Борис Гребенщиков пел: 'И ты, как мальчик с пальцем, Но дыр в той плотине не счесть. То есть заткнуть не удастся. Просто хоть как-то, хоть где-то. Я думаю, что главная ценность русских людей это как раз колоссальная талантливость, масса самородков, и вот они бьются. Еще Петербургу более или менее повезло, у нас есть клубная жизнь, которая, так или иначе, дает возможность хоть как-то дышать через тоненькую трубочку. Потому что все остальное... Я, по своему роду деятельности, много езжу по стране, там только люди слышат о Петербурге, что здесь все хорошо. А, собственно, что здесь хорошего? Вот один несчастный фестиваль - и клубная жизнь. На самом деле я - первый продюсер, который записал первые девять альбомов ''Аквариума'', первые три альбома ''Кино'', первые три альбома ''Зоопарка'', ''Странные игры'', ''Пикник'', Сергея Курехина, ''Ноль'', ''Последние танки в Париже'', ''Телевизор'', даже первый альбом ''Машины времени''. Практически я эту рок культуру и создавал. Я вижу, как она смешивается с грязью, извините, пожалуйста, стараниями власть имущих, потому что гораздо удобнее управлять быдлом, я это прекрасно понимаю. Вот это слабый такой ответ, мы пытаемся дать молодежи какой-то выход. Но за 20 минут - не реально. Это - разговор зверя с охотником.
Татьяна Вольтская: Сам Андрей Тропило собирается возродить группу ''Зоопарк'' и выступить в ней певцом вместо Майка Науменко.
Андрей Тропило: Мне не нравится, что от всего Майка Науменко, окромя мажорного рок-н-ролла, ничего не осталось.... ''Мы хотим веселиться'' - пир, во время чумы. А все гениальные блюзы, которые Майк написал, он, по сути, и есть отец русскоязычного блюза (''я обычный парень, не лишен простоты, я такой же, как ты''), этого нет. Меня что удивляет? Я был, в свое время, директором ленинградского отделения ''Мелодии''. Я взял, самовольно, и дал народу то, чего до этого его лишала Коммунистическая партия, вернее, ее Отдел культуры. Не было никаких формальных зацепок, почему бы эту музыку не давать. Весь золотой фонд рок-музыки был создан до 1973 года, именно тогда, когда еще наша страна, СССР, не входила в Женевскую конвенцию, то есть можно было совершенно спокойно дать народу весь золотой фонд рок-музыки. Его не давали по политическим соображениям. Потом вроде бы рухнула вся эта штука, но все равно его не давали, все равно нашли какие-то непонятные объяснения, что мы нарушаем какие-то правила. Хотя мы ничего не нарушали. В это же время западные компании совершенно спокойно печатали все, что было до 1973 года у нас, никого не спрашивая, перепродавая бесконечное количество раз одна другой компании права на наши записи. Тогда я взял, просто самовольно, и стал печатать. И напечатал 400 альбомов - весь золотой фонд. Говорили: ''Он — пират'', ''Комсомольская правда'' писала: ''Не укради!''. Ни одна компания западная не предъявила мне никаких исков.
Татьяна Вольтская: Андрей Тропило считает, что так же, как тогда народ имел право на все эти записи отечественного рока, так и теперь он имеет право на фестиваль ''Окна открой'!'. На самом деле, рок-фестивалей не так уж мало, - говорит продюсер Олег Грабко.
Олег Грабко: На сегодняшний день, если разделить все фестивали на категории, есть имиджевые фестивали, типа ''Нашествие'', ''Максимум'' и прочие, есть проплаченные фестивали, как пивные фестивали, или очень хороший фестиваль ''Рок над Волгой'', который прошел в этом году очень здорово и, главное, там бесплатный вход. Народу собралось там 200 тысяч, и играет там та музыка, о которой мы сейчас говорим, что ее нет в стране — и наши звезды рока, и западные звёзды рока. Единственное, что попасть на ту площадку молодым музыкантам очень сложно. Я думаю, что фестиваль ''Окна открой!'' может стать трамплином для многих музыкантов для попадания - может быть, на следующий год их возьмут и на ''Рок над Волгой'', и на ''Рок в Казани'', и на прочие. Группа ''Скворцы Cтепанова'' которые прошли на ''Окна открой!'' уже в третий раз, они сейчас победители фестиваля ''Эмергенза'' - такой международный фестиваль, он проходит в 40 странах мира, и вот они победители от России. Это как ''Евровидение'' такое, только для рок-н-рольщиков. И они сейчас собирают чемоданы, уже едут по 20 странам мира, как представители русского рока. Музыканты, можно сказать, взращенные ''Окнами открой!''.
Татьяна Вольтская: Олег Грабко замечает также, что за многими группами, проявившими себя на фестивале, он пристально следит, как продюсер.