Спецпроект РС: здесь не прошел ОМОН. Часть 5

Владимир Жирнов

Радио Свобода продолжает спецпроект "Кто против революции в России". Достижения перестройки потеряны? Для кого как. Спецпроект РС посвящен новым лидерам гражданского общества. Кто они и какие они? Читайте, слушайте и смотрите. С 5 июля и в течение недели - новые репортажи и видео каждый день на сайте РС. С 6 июля - сюжеты в программах "Время Свободы".

Часть 1: Привет от перестройки

Часть 2: Как я перестала быть офисным планктоном


Часть 3: Кто любит Троицу?


Часть 4: Точечная перестройка
Часть 6: Наезд справа

Часть 7: Калининградская аномалия
В истории противостояния правительства Москвы и москвичей был один самый громкий случай, когда жители заставили чиновников отнестись к ним с уважением. Произошел он в московском поселке Южное Бутово. В 2004 году по распоряжению мэра Лужкова жителей бутовских частных домов пытались выселить из поселка, в том числе с помощью ОМОНа, чтобы освободившуюся территорию застроить многоэтажками. Жители организовали инициативную группу, защитили свои дома от сноса и добились того, чтобы их переселяли в квартиры на выгодных для них условиях. Их лидер – пенсионер Владимир Жирнов.



Домик Владимира Жирнова в Южном Бутово – типичный дачный, построен больше века назад. Несколько яблонь, огород, во дворе – большая собака Джек. Напротив этого дома – многоэтажное здание. Построено недавно. Такими должны были по замыслу московских чиновников застроить всю территорию поселка. Владимир Жирнов, который и возглавил сопротивление местных жителей, Бутово защищает с 1989 года – сначала от местного горкома, теперь от московской мэрии.

Все это время он совмещает в себе адвоката, дипломата, имиджмейкера Южного Бутова, которое большинство москвичей если и идентифицировали как московский район, то, как правило, только в анекдотах про гопников. Теперь поселок ассоциируется с чем-то совершенно противоположным: с возможностью мирного сопротивления.

Правда, Владимир Жирнов здесь не просто лидер, а конституционный монарх в бутовском микрокоролевстве: он ощущает свою незаменимость.

– Если б не было Жирнова, людей бы выселили, – говорит Владимир Жирнов, но все же добавляет: – Это ненормально.

Отеческое чувство Владимира Жирнова с гражданским, видимо, смешалось неслучайно: Владимир Жирнов выучил ради людей Земельный кодекс и забросил собственное хозяйство, чтобы успеть решить их проблемы в кабинетах чиновников и представить интересы в залах суда. При всем самоотречении и заботе о людях, соотечественников он не идеализирует.

– Все винят Сталина, но ведь люди сами закладывали других людей, писали на них доносы, – рассуждает Владимир Жирнов и приводит бесхитростные постулаты морали: быть честным, друг другу помогать, "моральные ценности ставить выше материальных". Им он и решил обучить своих соседей по Бутово (мы никогда не узнаем наверняка, нуждались ли они в таких уроках), став не просто лидером, а просветителем с присущей этому статусу долей тщеславия.

Владимир Жирнов говорит, что из своего бутовского дома уйдет последним (жители добились переселения на выгодных условиях, но не полной отмены застройки), чем напоминает капитана тонущего корабля.

Это добрый капитан. Мечтает о том, чтобы все жили в домиках дачного типа, наслаждались фруктами и цветами на своих участках и, в случае посягательства на свой комфорт, могли отстоять свою правоту в независимом суде.

В Южном Бутово мечты Владимира Жирнова в общем-то сбылись.

Видео: Никита Татарский