Фредди «Фриц» Джонс, ставший в свое время Ахмадом Джамалем, отмечает свое восьмидесятилетие настоящим марафоном концертов в США, Канаде и Европе


ДС:- 14 апреля он играл в Париже, 25 мая в нью-йоркском клубе Blue Note, 26 июня в Центре Исполнительских Искусств Саратоги; на прошлой неделе на монреальском фестивале; 4 августа во Франции на фестивале в Марсиаке; затем 7 августа – на ньюпортском фестивале; 13 августа он играет на фестивале в Антверпене, Бельгия; 17 августа – в Стамбуле; 20-го – на фестивале «знатоков» - Saveurs «Jazz Festival» в Сегрэ, Франция; 2 сентября – в Чикаго; 19 сентября в Монтерее; 20 ноября – в Кембридже, Массачусетс; 26 ноября – в оклендском клубе Yoshi's; 4 декабря – в Сиэтле и, наконец, в феврале 2011 года в Центре им. Линкольна, в Нью-Йорке… При этом этому джентльмену только что исполнилось 80 лет!
Вы слушаете «Время джаза» на всепроникающих частотах «Свободы» или с сайта радиостанции svobodanews.ru. У микрофона в Париже – ваш ДС…

New Rhumba

ДС: - «New Rhumba», «Новая Румба» Фредди «Фрица» Джонса, он же – Ахмад Джамаль. Джамаль – рояль; Рей Крофорд – гитара; Израэль Крозби – контрабас. 23 мая 55 года, Чикаго.
А теперь, чтобы рельефно и неоспоримо стало ясно влияние двадцатичетырехлетнего пианиста на авангардистов джаза, вторая версия румбы:

New Rhumba

ДС: - «New Rhumba» Ахмада Джамаля. Большой оркестр Майлза Дейвиса и Гила Эванса. Майлз играет на флюгельгорне. В ритм-секции – нет пианиста. Майлз хотел лишь одного: самого Ахмада Джамаля. Пол Чемберс – на контрабасе, Арт Тейлор – на ударных. Остальных просто не перечислить… Гил Эванс и Майлз Дейвис написали оркестровку, по следам партитуры Джамаля. Май 57 года.
Конечно, Майлз Дейвис, заявив, что для него Ахмад Джамаль идеальный джазмен, подготовил почву для широкого всеамериканского успеха молодого пианиста. Майлз писал, что он многому научился у Джамаля. В первую очередь построению звукового пространства. Но предыдущая запись была сделана до записи диска-бестселлера «At the Pershing: But Not for Me».
Пианист Ренди Уестон в марте 2005 года написал к переизданию Си-Ди «The Legendary Okeh & Epic Recordings», что в 59 году работы было мало, а нужно было платить за жилье и он подрабатывал заведующим магазина пластинок на 125 стрит в Нью-Йорке «Record Center». Когда вышел винил Джамаля «But Not for Me», пластинки расхватывали с такой скоростью, что ему приходилось звонить на фирму и заказывать все новые и новые ящики с винилом Джамаля.
«Я был ужасно рад успеху этого диска,- вспоминал он. – Некоторые записи совершенно неожиданно прорываются к широкой публике, потому что либо музыка завораживает, либо timing, момент выпал удачно или по какой-то иной причине. Но я был рад, потому что эта, невероятно красивая, музыка околдовывала тысячи и тысячи людей… Диск можно было слушать сотни раз и ты от него не уставал – чудо постоянно возвращалось».
В Томске и Новосибирске, Челябинские и Орле, в Питере и под Москвой – вы слушаете еженедельное «Время Джаза»: LIVE с сайта радиостанции svobodanews.ru, в подкасте или же на разновеликих частотах «Свободы». У микрофона – Дмитрий Савицкий.

But Not For Me

ДС: - «But Not For Me», «Но не для меня» - песня-стандарт Джорджа и Айры Гершвинов из мюзикла 30 года «Girl Crazy». Согласно легенде, запись пластинки была сделана в чикагской гостинице «Першинг» 16 января 58 года. Всего было записано 43 пьесы, из них восемь были отобраны для долгоиграющей пластинки
фирмы Argo Records, которая чуть позже превратилась в Chess Records. Ахмад Джамаль играл в холле гостиницы в составе Трио. Он отказался от прежней формулы «Три Струны» (рояль, гитара, контрабас), отказался от гитары и ввел ударника – Вернела Фурнье. Контрабасист остался прежний - Израил Крозби.
В 59 году Ахмад Джамаль, для которого музыка в юности была прежде всего заработком, потому что он рано женился, отправился в хадж в Мекку. Вернувшись в США, он перестал играть в клубах, где продавали спиртное, а играл в так называемых «dry clubs». Ислам был для него удачно найденным равновесием в жизни. Все его друзья говорят о том, что Ахмад простой, чрезвычайно спокойный человек. Необходимо добавить, что Джамаль всегда был безукоризненно элегантен, и что когда людская суета ему надоедала, он просто исчезал с джазовой сцены на несколько лет, как это случилось в 69 году. До 73 Джамаль просто жил дома в Питсбурге, где, как он в свое время сказал мне, у него огромный дом и сад, по которому разгуливают павлины.

Fitnah

ДС: - «Fitnah», композиция Ахмада Джамаля с его си-ди 2008 года «It's Magic».
Джамаль – рояль (он играет только на Стейнвее); Джеймс Кэммэк – контрабас; Идрис Мухаммэд – ударные и Маноло Бадрена – перкашн. Запись сделана в “Downtown Studios”, в Страсбурге, Франция.
Фестиваль джаза в Жуан-Лё-Пан открывается в день Бастилии - 14 июля и продлится до 25-го. В этом году популярному фестивалю Лазурного берега исполняется 50 лет. Жуан-Лё-Пан и Антиб практически один город, лежащий между Каннами и Ниццей. Кроме местных оркестров, продолжающих отмечать столетие со дня рождения Джанго Рейнхардта, на фестивале выступят: певица Ди-Ди Бриджуотер, Трио Киз Джаретта с Гарри Пикоком и Джаком ДеДжонеттом; трубач Рой Хайгров; двойное Трио Джошуа Редмена; гитарист Джордж Бенсон; певица Дайана Кролл; квебекское комбо «Black Dub»; саксофонист Масео Паркер; мультиинструменталист и певец Маркус Миллер и певица духовных песнопений Лиз МакКомб… Температура воды на Лазурном берегу – 25 градусов. Стоило бы поговорить о фестивальных ценах, но об этом в другой раз. Впереди еще десятки фестивалей!
Если ваш минитранзистор упал с лодки в морские волны, не грустите! Вы всегда сможете прослушать подкаст прошедшей передачи с сайта радиостанции svobodanews.ru. Кстати, в продаже немало непромокаемых транзисторов, например великолепного, хоть и моно, Tivoli Audio!
У микрофона в Париже – ваш ДС. Вернемся ненадолго к Ахмаду Джамалю.

If I Find You Again

ДС: - «If I Find You Again», «Если я найду тебя снова», композиция Ахмада Джамаля. Состав: Джамаль – рояль; Джеймс Кэммэк – контрабас; Отелло Молино – стальные барабаны; Идрис Мухаммэд – перкашн. Запись 98 года.
Выход си-ди «It's Magic» горячо приветствовался критиками и публикой. У Джамаля в самом начале карьеры была проблема, упиравшаяся в грандиозную глупость. Ее можно сравнить лишь с уверенностью некоторых владельцев клубов в том, что Теллониус Монк просто не умел играть. В случае Ахмада Джамаля – глупость заключалась в том, что его называли «коктейльным пианистом». То есть пианистом, который играет в баре, пока публика пьет свои мартини, «B & B», «Black Russian» или «Bijou»… Молодой Джамаль терпел, нужно было зарабатывать на жизнь. Но в поздние годы он время от времени либо переходил на электронику, изменяя себе и своим учителям (Эрроллу Гарнеру, Арту Тейтему, Тедди Уилсону и Нэту Коулу), либо вводил в комбо саксофон, который его абсолютно глушил. Чудесная пьеса «If I Find You Again» взята мною с диска 97 года «Nature – Essence», на котором играет и Стенли Таррентайн. Стенли великолепный саксофонист, но Ахмада за ним, кроме вступления, почти не слышно!
Пора однако, поздравив корифея джаза с восьмидесятилетием и великолепной творческой энергией, отвесить поклон еще одному юбиляру:

If I Should Lose You

ДС: - «If I Should Lose You», «Если я должен тебя потерять» Робина и Рейнджера. Хенк Моубли – тенор-саксофон; Уинтон Келли – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас и Арт Блейки - ударные. Февраль 60 года.
Вы скажете, но это же «Jazz Messengers»! Практически их состав. Все верно. Хенк Моубли, родившийся 7 июля 30 года, то есть на 5 дней позже Джамаля, был первым саксофонистом «Вестников». Увы, поклон мой я мысленно отвешиваю облакам над крестом церкви Валь-де-Грас в моем окне, так как Хенк оставил мир джаза и мир людей в 86 году, не дотянув до 55 лет.
Российский сайт Джаз.Ру сообщает, что
«Национальный фонд искусств США объявил список лауреатов премии «Мастера джаза» на 2011 год. Это высшая американская награда в области джазовой музыки, вручаемая ежегодно уже в 29-й раз. Как обычно, лауреаты получат премии в размере 25 тысяч долларов и будут участвовать в «церемониальном концерте» в нью-йоркском Линкольн-центре.
«Мастерами джаза» 2011 года объявлены: флейтист Хьюберт Лоз, саксофонист Дейв Либман, композитор Джонни Мэндел и продюсер Оррин Кипньюз. Кипньюз, со-основатель легендарной фирмы грамзаписи «Riverside Records» и неоднократный лауреат премии Grammy за переиздания классических джазовых работ прошлого, присоединится к тем «Мастерам джаза», кто, не будучи музыкантами-исполнителями, получают специальную премию имени Спеллмана «за поддержку джаза». Впервые за 29 лет истории этой премии её пятым лауреатом объявлен не один музыкант, а целая семья: звание «Мастеров джаза» получили члены нью-орлеанской династии Марсалисов: трубач Уинтон (девятикратный лауреат премии Grammy, лауреат Пулитцеровской премии, кавалер Национального ордена Искусств Франции и руководитель программы «Джаз в Линкольн-центре»), его братья: саксофонист Брэнфорд, тромбонист Делфийо, барабанщик Джейсон и их отец, пианист Эллис Марсалис, почётный директор джазовой программы Нью-Орлеанского центра творчества.»
Финишная прямая «Времени Джаза» волны «Свободы» или же – наш сайт svobodanews.ru. У микрофона – Дмитрий Савицкий.

Hank's Waltz

ДС: - «Hank's Waltz», «Вальс Хенка» - композиция Моубли. Его винил с названием под Монка «Straight No Filter».
Фредди Хаббард – труба; Хенк Моубли – тенор; Барри Харрис – рояль; Пол Чемберс – контрабас и Билли Хиггинс – ударные. Февраль 65 года. Хакенсак, Нью-Джерси, студия Руди ван Гельдера.
Хенк Моубли играл с «Вестниками» всего лишь год. Всего лишь год он играл и в квинтете Майлза Дейвиса. Виной тому наркотики. С 61 по 65 год он вообще исчез из джаза. С 68 по 70-й он жил в Европе, что зачастую было попыткой избежать контроля со стороны бригады по борьбе с наркотиками. Но он вернулся в США и какое-то время записывался с Ли Морганом, Кенни Дорэмом и Дональдом Бёрдом. Затем он, вместе с Седаром Уолтоном, руководил квинтетом.
Увы, после нескольких операций легких (Straight No Filter), он постепенно умолк. Последние его робкие попытки играть в клубах Филадельфии (на альт-и-баритон саксофонах) относятся к 78 году.
Звук саксофона Моубли легко узнать. Он играл короткими, но связанными вместе фразами, у него был бархатный, с легким рельефом звук. Он держался на границе бопа и блюза. Вот, прославленная Френком Синатрой, песня-стандарт Роджерса и Хаммерстайна «Hello, Young Lovers»:

Hello, Young Lovers

ДС: - «Hello, Young Lovers», «Привет, молодым влюбленным!» песня-стандарт Роджерса и Хаммерстайна. Хенк Моубли – тенор-саксофон; Уинтон Келли – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас и Филли Джо Джонс – ударные. Декабрь 61 года.
Последний сегодняшний юбиляр – это «Мистер Би», Билли Экстайн: бандлидер и певец, появившийся на свет в Питсбурге, Пенсильвании 8 июля 1914 года. У «Мистера Би», хоть он и играл свинг, начинали многие джазмены бопа. К примеру, Чарли Паркер. Диззи Гиллеспи, Уордел Грей, Арт Блейки, Фатс Наварро, Санни Стит, Майлз Дейвис… У него же пела Билли Холидей. Сам Билли Экстайн пел и пел скэтом:

I love the rhythm in a riff

ДС: - «I love the rhythm in a riff» - песня Билли Экстайна и Джерри Валентайна. Оркестр «Мистера Би», он же у микрофона. Нью-Йорк 2 мая 45 года.
На этом наше время истекло. Подкаст «Времени Джаза» вы найдете на сайте svobodanews.ru. Всех вам благ и удачной недели. Чао, бай-бай!