Правозащитник Александр Черкасов - о выставке "Другая Россия" в Париже

Правозащитник Александр Черкасов

В Париже проходит акция российских неправительственных организаций под названием "Другая Россия". По словам правозащитников, они хотят показать "не парадную" сторону российской жизни.

Вот что рассказал об этом Радио Свобода один из руководителей правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов.

– В Париже проводятся акции года России, в Москве – года Франции. Это официальные мероприятия. Вполне очевидно, что стоило бы дополнить эту картину и не официальной частью. Тем, что могут представить не аффелированные с правительствами организации. И это отличная от официозной программы. Совсем небольшая экспозиция – палатка напротив мэрии, тент, навес 10 на 10 метров.

– Какие организации принимают участие в акции?
Если мы закрываем глаза на неустройство, на беззаконие где-то поблизости от нас, когда-нибудь это всех достанет. И это будет, в том числе, и наша вина, наша ответственность

– Центр имени Андрея Сахарова, "Гражданское содействие", "Солдатские матери Санкт-Петербурга". Правозащитный центр "Мемориал" тоже подготовил совсем маленькую, на три метра стены – экспозицию, посвященную одной весьма болезненной проблеме – политическому террору в России, террору против общественных деятелей, правозащитников, журналистов. Сейчас у нас нет государственного террора, таких террористических кампаний, на которых держался Советский Союз. Но то, что происходит в последние годы – убийство антифашистов, убийство журналистов, убийство общественных активистов, правозащитников – это очень влияет на картину общественной жизни. В экспозиции экспонаты, посвященные всего лишь четверым человекам, которых связала и жизнь, и смерть. Это Анна Политковская, Станислав Маркелов, Наталья Эстемирова и Анастасия Бабурова. Вот то, что в России достойных людей объединяет – смерть, это очень печально. А ведь таких в стране немало, мы упомянули там всего лишь четверых. Это – соль русской земли.

– Не испытывали ли организаторы этой выставки сложностей при ее организации?

– Конечно, сложности были, прежде всего, финансовые. Ведь негосударственные организации не имеют надежного финансирования. Буквально в последний момент организаторы изыскали какие-то средства, которые позволили им пригласить несколько человек и поставить эту маленькую, 10 на 10, палатку-навес в центре Парижа у городской мэрии, чтобы люди могли увидеть не только парадную сторону, но и неофициальную жизнь России.

– Но это же вызов той лубочной России, которую представляют официальные власти во Франции.

– Можно ли считать, что официоз, будь он даже лубочный, это – жизнь? Это просто жизнь, которую многие хотели бы представить себе и для других правдой. Гораздо легче не знать и не задумываться о том, что происходит рядом. Это –иллюзия. Но если мы закрываем глаза на неустройство, на беззаконие где-то поблизости от нас, когда-нибудь это всех достанет. И это будет, в том числе, и наша вина, наша ответственность.