Политолог Альберт Мифтахов – об отставке Муртазы Рахимова

Муртаза Рахимов (слева на втором плане) зря рассчитывал на поддержку Владимира Путина (в центре)

15 июля президент Башкирии Муртаза Рахимов улетел в Сочи к Владимиру Путину, обманув тех, кто ждал его в республиканском парламенте с заявлением об отставке. Но, видимо, заручиться поддержкой премьер-министра ему не удалось: Рахимов больше не президент. О том, что Рахимов подал заявление об отставке, стало известно после его встречи с президентом Медведевым. Глава государства поблагодарил Рахимова за работу и наградил его орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени.

О том, что правивший Башкирией 16 лет Рахимов уходит досрочно, стало известно в понедельник после его встречи с главой администрации российского президента Сергеем Нарышкиным. Газета "Коммерсант" со ссылкой на источник в администрации Рахимова писала, что встреча эта проходила очень нервозно и нельзя сказать, что Рахимов "уходит добровольно". Сегодня на заседании башкирского Курултая были одобрены поправки к закону, в частности, гарантирующие сохранение социальных льгот семье президента. Депутаты решили, что пенсия президента Башкирии должна равняться трехкратному размеру его зарплаты - таким образом, Муртаза Рахимов будет получать порядка 750 тысяч рублей в месяц, а также сможет пожизненно пользоваться президентской резиденцией.

Уфимский политолог Альберт Мифтахов так прокомментировал ситуацию в эфире Радио Свобода:

- Я думаю, Рахимов, направляясь к Путину, надеялся, что премьер-министр выступит в его защиту. Или сделает так, чтобы его уход состоялся в какой-то более торжественной обстановке. Перед встречей с Нарышкиным он уже пытался в Москве попасть к Путину. Четыре часа просидел в приемной. Не попал. Сейчас он воспользовался тем, что, по-видимому, какое-то окно в графике у премьера появилось, и он вместо того, чтобы идти на курултай, не предупредив никого, улетел в Сочи.

- Что известно о принятых сегодня документах по поводу гарантий, полученных Рахимовым?

- Очень уж хорошие гарантии он себе прописал. Там и пенсия, которая в три с лишним раза больше, чем его существующая зарплата, и одноразовая премия, и медицинские гарантии, и охрана, и даже суверенитет от юридического преследования, причем не только ему, но и премьеру, и председателю курултая Толкачеву. На мой взгляд, эти документы легко могут быть отменены самыми разными инстанциями. Это может быть и любое надзорное ведомство, в первую очередь, прокуратура. Может быть и обращение граждан в ту же прокуратуру или в Конституционный суд о том, что это не соответствует законодательству Российской Федерации и международным правовым нормам. У нас есть закон о госслужбе, там все расписано - кому, что и как, в какой категории положено.

- А как идет поиск преемника? Ощущается в Уфе дрожь от борьбы под ковром за наследство или пока еще нет?

- Я думаю, что борьба за наследство идет уже несколько лет. Дрожь эта ощущается, конечно. Но давление идет со стороны той группировки, во главе которой стоит Рахимов. Они, конечно, пытаются оставить президентское место в Башкирии за собой. А то, что Москва с этим не согласна - это тоже на сто процентов ощущается.

- А на кого ставит Москва?

- Я думаю, что фигура, которая не вызовет резкого отторжения у местных чиновников и олигархов местного пошиба - это Хамитов. Человек работал в свое время и министром чрезвычайных ситуаций, и федеральным инспектором был по Башкирии, поработал на высоком федеральном уровне, был министром российским. То есть статусность очень высокая, образование очень хорошее, грамотный специалист, башкир по национальности и знает местную специфику.

- Давно уже ходят слухи о том, что Муртаза Рахимов собирается после отставки в Австрию, в Вену, где вроде бы уже живет его сын Урал. Как вам кажется, есть смысл прислушиваться к этим разговорам?

- Я думаю, да. Во-первых, в Австрию он регулярно выезжает. Насколько я понимаю, там клиника, в которой он наблюдается. Во-вторых, там действительно сын. В СМИ писали, что там и замок какой-то куплен, вилла или поместье, или шале. В общем, есть куда приехать, когда станет неуютно здесь.

- А может случиться так, что будет совсем неуютно?

- Я думаю, что может. Не зря же сегодня в документах, которые принимало госсобрание, прописаны нормы юридического иммунитета, охрана и тому подобное. То есть человек достаточно адекватно оценивает плоды своего труда и понимает, что могут быть определенные сложности в последующей жизни - как в отношениях с населением, так и с правоохранительными органами.