Юбиляр Давид Тухманов - о премьере своей оперы

Композитор Давид Тухманов: "Мелодия – вещь достаточно сложная, едва ли поддающаяся анализу..."

20 июля композитор Давид Тухманов отмечает семидесятилетие. Автор многочисленных песен, получивших широкую известность, в последние годы обратился к классическим жанрам. 21 и 22 июля на Новой сцене Большого театра будет представлена его новая опера "Царица". Ее главная героиня – Екатерина Вторая. Постановка осуществлена театром "Геликон-опера".

1975 год, на советской эстраде царствует официоз. И вдруг появляется пластинка "По волне моей памяти", сразу же воспринятая населением огромной страны как глоток свежего воздуха. Тухманов обращается к лучшим стихам лучших поэтов всех времен и народов. Более того, в современную музыкальную форму композитор вплетает мотивы былых эпох. И вот что Давид Тухманов говорит об этом 35 лет спустя:

– Невозможно избежать интонаций, допустим, какой-то польской народной музыки, если сочиняешь на стихи Мицкевича. У меня был общий образ, который вел меня к тому, чтобы обязательно использовать какие-то реминисценции, напоминания о национальной музыке. Или, скажем, если я пишу на стихи Гете, то там обязательно прозвучит какой-то кусочек симфонический, который, может быть, напоминает музыку 19 века.

– А "Ваганты"?

– Это достаточно жанровая песенка. Главное было в ней – найти вот это озорное настроение. Думаю, что там тоже есть какой-то фольклорный момент.

– Работая над оперой "Царица", вдохновлялись ли вы музыкальным материалом екатерининской эпохи?

– Музыка, которая звучит в историческом спектакле, сама собой напрашивается на какие-то исторические реминисценции музыкального характера. И сочиняя музыку для "Царицы", я наметил себе определенные музыкальные планы, скажем, барочную музыку того времени, или русские народные интонации, поскольку в опере есть массовые народные сцены. Это такой контраст между дворцами и хижинами. Но в целом, задумывая эту оперу, я все-таки руководствовался идеей создать музыку более демократичную, которая была бы понятна не столь подготовленному зрителю.

– В этом вашем стремлении сделать материал оперы более понятным современному человеку вы использовали опыт написания песен?

– Я не стремился создавать какие-то популярные мелодии. Но я много работал в этой области и всегда стремился создавать мелодии очень крепкие, которые невозможно разъять... Мелодия – вещь достаточно сложная, едва ли поддающаяся анализу. Неслучайно иногда очень удачные мелодии получаются у людей без всякого музыкального образования. Но что касается крупных форм – симфоний, оперы, тут, безусловно, без серьезной культурной, музыкальной подготовки не обойтись.