Обрадовать Приштину, огорчить Белград

Международный суд ООН готов объявить свое решение по Косово


Решение властей Косова, провозгласивших в 2008 году в одностороннем порядке независимость края от Сербии, не нарушает основ международного права. К такому выводу пришел Международный суд ООН в Гааге, рассматривавший вопрос по инициативе Белграда.


В высшей судебной инстанции ООН – в Международном суде дан ответ на вопрос: соответствует ли одностороннее провозглашение независимости временным институтом самоуправления Косова нормам международного права? Генеральная ассамблея Организации Объединенных Наций по инициативе Сербии передала этот вопрос на рассмотрение суду. Суд в данном случае имел мандат лишь на консультативное заключение, которое никого в правовом смысле не обязывает. Еще в самом начале специалисты считали, что вопрос поставлен очень узко – ожидая, однако, что судьи этой проблемой займутся шире и дадут ответ на вопрос: в каких случаях народ имеет право на самоопределение, а в каких нужно сохранить принцип территориальной целостности суверенных государств? 22 июля оказалось, что Международный суд дал ясный правовой ответ на поставленный ему конкретный вопрос про легальность декларации независимости Косова. Как считают специалисты в Белграде, суд сделал это, не углубляясь в политику и последствия такой – в одностороннем порядке – провозглашенной независимости.

Голосовали 14 судей, 10 были "за", четверо – "против". Пока еще не известно, кто как голосовал. Они не решали вопрос, имеет ли Косово право на независимость; они лишь в узком смысле определяли, соответствует ли провозглашенная независимость нормам международного права. И дали ответ: международное право в рассматриваемом случае подобного не запрещает.

В Белграде чувствуется сильное разочарование и даже обида. И обычные люди, и политики говорят примерно так: "Мы знали, что исход будет не в пользу сербов". В очередной раз международное сообщество якобы проявило свою несправедливость по отношению к Сербии. Есть оппозиционные политики –например, Сербская радикальная партия, – которые даже призывают прекратить все отношения с представителями всех международных организаций в Косове. С другой стороны, первая официальная реакция поступила от министра иностранных дел Сербии Вука Еремича. Он сказал: "Мы никогда не признаем Косово и будем продолжать свою борьбу мирными политическими и дипломатическими средствами". Официальный Белград намерен теперь сконцентрироваться на подготовке текста резолюции, с которой Сербия обратится в Генеральную ассамблею ООН и потребует проведения переговоров о статусе Косова.

* * *
О решении Международного суда ООН и его последствиях - историк-балканист, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Сергей Романенко:

– Мне представляется, что, конечно, Приштина – то есть, албанская сторона – может торжествовать. Но ведь сейчас на нее ложится очень большая ответственность: сербское население Косова никуда не делось, и теперь именно Приштина отвечает за то, как там будут жить сербы. Если произойдет дальнейший исход сербов из Косова, то это тоже ни к чему хорошему не приведет, в том числе и для самой Сербии.

– Два с лишним года провозглашенной независимости Косова, на ваш взгляд, дали региону больше плюсов или больше минусов?

– Плюс состоит в том, что все-таки прекратилась война, которая грозила распространиться на весь регион. Минусы тоже очевидны: по сути дела, межнациональные противоречия, межнациональная вражда никуда не делась. Пройдет, наверное, очень много времени, прежде чем сербы и косовские албанцы смогут действительно разговаривать друг с другом – спокойно, на равных и дружелюбно.

– Почти 70 стран мира признали Косово, еще около 130 пока не торопятся этого сделать. Каковы перспективы дальнейшей интеграции этого самопровозглашенного образования в мировую политику и мировую экономику?

– После данного решения, наверное, произойдет какой-то всплеск дальнейшего признания Косова другими государствами в одностороннем порядке. Что касается членства Косова в Организации Объединенных Наций, то, наверное, вряд ли Россия и Китай изменят свою позицию. Поэтому в этом смысле перспективы полного международного признания пока еще выглядят туманными.