Ваш браузер не поддерживает HTML5
В России бушуют лесные пожары, выгорают целые деревни. Чрезвычайная ситуация сложилась в Нижегородской и Воронежской областях, в Поволжье и Подмосковье. Эксперты считают, что масштабы пожаров в России занижены в несколько раз, и говорят об отсутствии системы их профилактики и методов эффективного тушения.
При пожаре в Воронежской области погибли 5 человек. Многие люди остались без крыши над головой – власти обещают помощь. Президент Дмитрий Медведев поручил главе Минрегиона Виктору Басаргину подготовить программу помощи в восстановлении жилья каждому из пострадавших, а премьер Владимир Путин побывал в Нижегородской области, где встретился с людьми, потерявшими жилье, и пообещал им по 200 тысяч рублей материальной помощи. Вот что говорили люди премьер-министру.
– Мы сгорели. Вот я в чем стою, то у меня и осталось.
– У нас был дом, баня, сарай, скотиной обзавелись. Все у нас было. Сгорело. Куда идти?
По поручению президента глава Минрегионразвития Виктор Басаргин должен разработать программу помощи каждому из пострадавших в восстановлении жилья. По предварительным данным, в результате пожаров сгорели более 150 квадратных метров жилья.
В Воронежской области при пожаре погибли 5 человек. Об этом Радио Свобода сообщил представитель местного МЧС Олег Лукьянов:
– В результате огневого шторма пострадало 15 населенных пунктов, расположенных на территории шести муниципальных образований. Огнем уничтожены 271 жилой дом, погибли 5 человек: четыре гражданских, один пожарный. Пострадали 94 человека.
Вот что рассказывают пострадавшие от пожара жители Воронежской области:
– Приехала бы пожарка вовремя, это пламя сбили бы и все, дальше пламя не пошло бы. Хотя бы домов пять, шесть осталось бы целы...
Корреспондент Радио Свобода в Рязани Борис Маркин сообщает, что пожароопасная ситуация в Рязанской области резко ухудшилась за последние сутки. Еще вчера в Рязани готовились отметить День города и День ВДВ, но праздники, скорее всего, будут отменены – деревни и леса горят уже непосредственно у города.
Сотрудник Лесного проекта Гринпис в России Григорий Куксин считает, что реальные масштабы лесных пожаров и потерь от них занижены в несколько раз. Местные власти не спешат докладывать обо всех случаях возгорания в МЧС, надеясь, что справятся собственными силами, но чаще всего им это не удается. По данным добровольного общества тушения пожаров, 27 миллионов россиян живут "за пределами нормативной доступности" для пожарной охраны – это значит, что до них в случае пожара просто не успевают доехать.
О ситуации с лесными пожарами в России и об отсутствии системы их профилактики и эффективного тушения говорит Григорий Куксин:
– У нас нет единого ведомства, которое отвечало бы за все пожары или хотя бы даже за все пожары на природных территориях. Министерство по чрезвычайным ситуациям отвечает за пожары в населенных пунктах, за их профилактику, там работает государственный противопожарный надзор (ГПН). К сожалению, на природных территориях такой единой службы нет. Поэтому, скажем, на территории лесного фонда за это отвечают те структуры, которые созданы в субъектах федерации (по Московской области федеральное ведомство Рослесхоз). Фактически все эти функции переданы регионам. Но если на территории лесного фонда эта работа хоть как-то ведется, то на всех остальных территориях – на высушенных торфяниках Подмосковья, на землях сельхозназначения, на землях земельного запаса – такая работа в принципе не ведется. По большому счету это такое серое пятно в законодательстве, то есть никто не отвечает за эти пожары, за их своевременное обнаружение и тушение.
– Вы – волонтер, сами участвуете в тушении пожаров. Допустим, мы находимся в сельской местности и начался пожар. Что вообще люди в силах сделать для того, чтобы пожар не охватил всю деревню? Возможно ли что-то сделать при температуре воздуха 35 градусов, например?
– Во-первых, действительно надо все-таки позвонить и сообщить о возникновении пожара в противопожарную службу. Это единственная, наверное, организация которая все-таки реагирует. Сил и средств и у них недостаточно. К сожалению, у нас огромное количество населенных пунктов находятся слишком далеко, чтобы к ним быстро приехать. Примерно 27 миллионов человек у нас в стране, по данным Всероссийского добровольного пожарного общества, проживают за пределами нормативной доступности для пожарной охраны, то есть до них просто не могут успеть доехать, даже если своевременно их вызовут. Но все-таки в большинстве случаев население может рассчитывать на оперативную помощь пожарной охраны, правда, именно в том случае, если есть угроза домам, населенным пунктам. На лесные пожары просто не успевают среагировать – это совсем отдельная, тяжелая история. Кроме того, естественно, можно организовать минимальную работу по защите своего поселка собственными силами. Если есть техника, то можно сделать минерализованную полосу, пропахать трактором, и на ней останавливать огонь. По логике вещей, такие полосы должны быть созданы заранее. К сожалению, не все поселки провели эти профилактические работы, но это, скорее, вина администраций муниципальных образований.
По прогнозам специалистов, ситуация с лесными пожарами в России не изменится и в августе, потому что жаркая погода сохранится, а подходы к тушению пожаров вряд ли изменятся. По данным МЧС, сейчас в России зарегистрировано 779 очагов природных пожаров, в том числе 42 торфяных. 24 очага признаны крупными, их тушат специалисты МЧС и местные пожарные.