В соответствии с "Рейтингом качества смерти в 40 странах мира" комфортнее всего умирать в Великобритании. Турция заняла в рейтинге одно из последних мест.
Рейтинг The Quality of Death представили недавно сингапурская благотворительная организация The Lien Foundation и британская компания The Economist Intelligence Unit, подразделение журнала Economist. Методика его создания аналогична используемой при составлении известных рейтингов качества жизни. Эксперты изучили доступность услуг социальных, медицинских и похоронных служб в 40 различных странах, качество их работы, особенности национальных культур, связанные с восприятием смерти. Первое место заняла Великобритания, а Турция – 34-е (кстати, Россия оказалась на 35-й позиции).
…Старинное мусульманское кладбище в стамбульском районе Юскюдар. На могильных плитах – надписи вроде "Покойся с миром", "Аллах даст тебе вечную жизнь", "Парикмахеру Ахмеду от любящих детей и внуков". Ислам запрещает роскошные надгробия – со временем могила должна полностью слиться с землей. Однако родственники состоятельных усопших умудряются ставить на кладбище полутораметровые бюсты, богато украшенные памятники с сентиментальными вычурными надписями.
Кладбищенский сторож Орхан считает, что в последние годы имущественное неравенство потихоньку пробирается и в это место последнего упокоения.
– Высекать портрет усопшего на надгробном камне или возводить статуи над могилой нельзя, это противоречит исламу. Запрещается умышленно топтать могилы, смотреть на них с иронией, мусорить на кладбище. Однако мусор превратился в неотъемлемый элемент наших кладбищ. Случается, захватывают и присваивают кладбищенские земли. Территория кладбища – общественная. За небольшую сумму можно купить участок, чтобы похоронить мусульманина. Брать больше чем требуется – грешно, – говорит Орхан.
Похоронные катафалки в Стамбуле – зеленого, "исламского", цвета, а хоронят турок-мусульман в белых саванах, после обязательного омовения тела. Родственники покойного выплачивают, по своему усмотрению, определенную сумму специальным людям, которые совершают омовение и читают молитвы, причем, по старым правилам, никто из них не имеет права не соглашаться или требовать сверх положенного. Однако правила часто забываются, поскольку в последние десятилетия в Турции развивается "деловой" рынок ритуальных услуг. Например, тело должны омывать два человека, а третий – подносить им воду. Однако в целях экономии сегодня эту работу часто выполняет один человек, отказываясь от помощи, чтобы ни с кем не делить выручку. Служащий стамбульской мечети Никах настаивает, что такое омовение не считается надлежаще совершенным.
– Цены на похороны растут, кладбищенская земля дорожает. Ничего не изменится до тех пор, пока каждая семья сообща не начнет готовиться к смерти близких заранее. Мы так и будем соглашаться с высокими ценами, снова будем говорить, что нас грабят. А ведь раньше все родственники вместе оплачивали похороны, выполняя последний долг перед покойным. Сегодня многие зарабатывают на этом… Многим не по карману даже пригласить домой имама читать молитвы: за это нужно платить, – сетует Никах.
…Больница Красного Полумесяца в одном из стамбульских районов. Здесь с раннего утра собираются пожилые люди, чтобы пройти обследование и сделать дешевые анализы. Больных стариков несут на своих плечах их взрослые дети. Уход за престарелыми и безнадежно больными людьми в завершающий период их жизни ложится в основном на плечи семьи. Врач-терапевт Ахмет говорит, что каждый третий пожилой пациент, приходящий в больницу, нуждается в специальном уходе, однако менее одного процента получают его. Не хватает дорогих импортных препаратов, облегчающих боль наркотических средств, мало специально обученного персонала.
– Качество смерти – обратная сторона качества жизни. Сегодня люди живут дольше. Появляются новые болезни, лечение которых очень дорого обходится государству. Например, на содержание каждого страдающего болезнью Альцгеймера государству приходится выделять более тысячи долларов в месяц. Это сложный комплекс нерешенных обществом проблем. Нам еще предстоит преодолеть привычное в Турции восприятие смерти и культурные табу, чтобы улучшить заботу о людях, доживающих последние дни. Проблему создания условий для достойного конца жизни человека необходимо решать на уровне государственной политики, – уверен врач Ахмет.
...Открытое обсуждение темы эвтаназии началось в Турции лет десять назад, в то же время, когда заговорили о проблемах абортов и суррогатного материнства. Единого мнения, конечно, пока нет. Ислам, как и все мировые религии, выступает категорически против насильственного прекращения жизни.
Говорит Барыш Чабук, хозяин адвокатского бюро:
– Турецкое общество по-прежнему религиозно. Люди считают, что невозможно прервать жизнь, которую дал Аллах. Наше право, наша уголовная система привязана к мышлению людей. Эвтаназия невозможна в Турции. Невозможно умертвить человека, даже если он безнадежно болен. Должно проводится лечение. Сегодня нет единого мнения по этому вопросу, идут жаркие дискуссии в прессе. В Турции не было случаев умерщвления людей с целью облегчить им страдания, но если это случится, докторам полагается пожизненное заключение…
"Изведав все пороки до конца, она была сыта страстями, что отбушевали", – поет знаменитая турецкая певица, девяностолетняя Музиен Сенар. Звезда эстрады конца сороковых годов, которая до сих пор разъезжает по стране с концертами, сказала в одном из своих недавних интервью: "Силы уходят, груз времени не оставляет никаких надежд, нужно задуматься о смерти".
По прогнозам, в Турции в ближайшие десятилетия количество людей в возрасте старше семидесяти удвоится. "Качество смерти становится все более актуальной проблемой, – пишет ведущая газета страны "Хюрриет", – спрос на достойный завершающий период жизни растет. Всем нам еще предстоит задуматься об этом".
Рейтинг The Quality of Death представили недавно сингапурская благотворительная организация The Lien Foundation и британская компания The Economist Intelligence Unit, подразделение журнала Economist. Методика его создания аналогична используемой при составлении известных рейтингов качества жизни. Эксперты изучили доступность услуг социальных, медицинских и похоронных служб в 40 различных странах, качество их работы, особенности национальных культур, связанные с восприятием смерти. Первое место заняла Великобритания, а Турция – 34-е (кстати, Россия оказалась на 35-й позиции).
…Старинное мусульманское кладбище в стамбульском районе Юскюдар. На могильных плитах – надписи вроде "Покойся с миром", "Аллах даст тебе вечную жизнь", "Парикмахеру Ахмеду от любящих детей и внуков". Ислам запрещает роскошные надгробия – со временем могила должна полностью слиться с землей. Однако родственники состоятельных усопших умудряются ставить на кладбище полутораметровые бюсты, богато украшенные памятники с сентиментальными вычурными надписями.
Кладбищенский сторож Орхан считает, что в последние годы имущественное неравенство потихоньку пробирается и в это место последнего упокоения.
– Высекать портрет усопшего на надгробном камне или возводить статуи над могилой нельзя, это противоречит исламу. Запрещается умышленно топтать могилы, смотреть на них с иронией, мусорить на кладбище. Однако мусор превратился в неотъемлемый элемент наших кладбищ. Случается, захватывают и присваивают кладбищенские земли. Территория кладбища – общественная. За небольшую сумму можно купить участок, чтобы похоронить мусульманина. Брать больше чем требуется – грешно, – говорит Орхан.
Похоронные катафалки в Стамбуле – зеленого, "исламского", цвета, а хоронят турок-мусульман в белых саванах, после обязательного омовения тела. Родственники покойного выплачивают, по своему усмотрению, определенную сумму специальным людям, которые совершают омовение и читают молитвы, причем, по старым правилам, никто из них не имеет права не соглашаться или требовать сверх положенного. Однако правила часто забываются, поскольку в последние десятилетия в Турции развивается "деловой" рынок ритуальных услуг. Например, тело должны омывать два человека, а третий – подносить им воду. Однако в целях экономии сегодня эту работу часто выполняет один человек, отказываясь от помощи, чтобы ни с кем не делить выручку. Служащий стамбульской мечети Никах настаивает, что такое омовение не считается надлежаще совершенным.
– Цены на похороны растут, кладбищенская земля дорожает. Ничего не изменится до тех пор, пока каждая семья сообща не начнет готовиться к смерти близких заранее. Мы так и будем соглашаться с высокими ценами, снова будем говорить, что нас грабят. А ведь раньше все родственники вместе оплачивали похороны, выполняя последний долг перед покойным. Сегодня многие зарабатывают на этом… Многим не по карману даже пригласить домой имама читать молитвы: за это нужно платить, – сетует Никах.
…Больница Красного Полумесяца в одном из стамбульских районов. Здесь с раннего утра собираются пожилые люди, чтобы пройти обследование и сделать дешевые анализы. Больных стариков несут на своих плечах их взрослые дети. Уход за престарелыми и безнадежно больными людьми в завершающий период их жизни ложится в основном на плечи семьи. Врач-терапевт Ахмет говорит, что каждый третий пожилой пациент, приходящий в больницу, нуждается в специальном уходе, однако менее одного процента получают его. Не хватает дорогих импортных препаратов, облегчающих боль наркотических средств, мало специально обученного персонала.
– Качество смерти – обратная сторона качества жизни. Сегодня люди живут дольше. Появляются новые болезни, лечение которых очень дорого обходится государству. Например, на содержание каждого страдающего болезнью Альцгеймера государству приходится выделять более тысячи долларов в месяц. Это сложный комплекс нерешенных обществом проблем. Нам еще предстоит преодолеть привычное в Турции восприятие смерти и культурные табу, чтобы улучшить заботу о людях, доживающих последние дни. Проблему создания условий для достойного конца жизни человека необходимо решать на уровне государственной политики, – уверен врач Ахмет.
...Открытое обсуждение темы эвтаназии началось в Турции лет десять назад, в то же время, когда заговорили о проблемах абортов и суррогатного материнства. Единого мнения, конечно, пока нет. Ислам, как и все мировые религии, выступает категорически против насильственного прекращения жизни.
Говорит Барыш Чабук, хозяин адвокатского бюро:
– Турецкое общество по-прежнему религиозно. Люди считают, что невозможно прервать жизнь, которую дал Аллах. Наше право, наша уголовная система привязана к мышлению людей. Эвтаназия невозможна в Турции. Невозможно умертвить человека, даже если он безнадежно болен. Должно проводится лечение. Сегодня нет единого мнения по этому вопросу, идут жаркие дискуссии в прессе. В Турции не было случаев умерщвления людей с целью облегчить им страдания, но если это случится, докторам полагается пожизненное заключение…
"Изведав все пороки до конца, она была сыта страстями, что отбушевали", – поет знаменитая турецкая певица, девяностолетняя Музиен Сенар. Звезда эстрады конца сороковых годов, которая до сих пор разъезжает по стране с концертами, сказала в одном из своих недавних интервью: "Силы уходят, груз времени не оставляет никаких надежд, нужно задуматься о смерти".
По прогнозам, в Турции в ближайшие десятилетия количество людей в возрасте старше семидесяти удвоится. "Качество смерти становится все более актуальной проблемой, – пишет ведущая газета страны "Хюрриет", – спрос на достойный завершающий период жизни растет. Всем нам еще предстоит задуматься об этом".