"Она утонула". 10 лет назад

Вот уже многие годы в короткой звуковой рекламе одной из моих программ звучит по-английски баритон человека, которого телезрители всех континентов узнают по подтяжкам и старомодным очкам. Что случилось с подводной лодкой? – спрашивает он тогда еще молодого, однако лысеющего уже господина, которого в секретном вузе годами тренировали на скорость реакции и «психоустойчивость», и накануне специально готовили к этому важному интервью. Молодой человек отвечает не сразу (паузу для эфира мне пришлось подсократить). Всего лишь два слова по-русски. «Она утонула». Эффект достигнут. Потрясающий! Но кажется не совсем тот, на который рассчитывал автор этой лапидарности. Однако вот уже десять лет ее непременно вспоминают, как только речь заходит о гибели в августе 200-года подводной лодки «Курск».

Что нам удалось узнать об этой трагедии за минувшие 10 лет? Как мы реагировали на нее тогда и что думаем сейчас? Что случилось за это десятилетие со страной и со всеми нами?

Ларри Кинг, спрашивавший о «Курске» российского президента 10 лет назад, собирается на пенсию. Поразивший мир циничным лаконизмом ответа Владимир Путин уже не президент (надолго ли?) и обещает после новых выборов найти себе место в строю. Российский строй за минувшие годы тоже изрядно изменился…

Обо всем этом я хочу сделать две передачи.

В субботу 7 августа выйдет в эфир выпуск «Документов прошлого», основанный на материалах 2000 г. из нашего аудиоархива. Вы услышите голоса и мнения моих коллег Дмитрия Волчека, Алексея Цветкова, Владимира Кулистикова, Андрея Королева, Ирины Лагуниной, Сергея Доренко, Анатолия Стрелянного и многих других. Ну, и себя – наших слушателей десятилетней давности – конечно тоже.

А через неделю, 14 августа, в программе «Разница во времени» эксклюзивное интервью, которое мне дал вынужденный эмигрировать адвокат Борис Кузнецов, представлявший интересы членов 55 семей – родственников погибших моряков «Курска».

Лодка «утонула». Но память об этой трагедии и проблемы, с ней связанные на плаву…