В России вступил в силу так называемый "сухой закон для водителей". Любое количество алкоголя в крови водителей наказуемо. В случае нарушения автомобилисту грозит лишение прав на срок от 1,5 – до 2 лет, или административный арест на срок до 15 суток.
Два года назад 1 июля с оглядкой на европейскую практику была введена предельно допустимая норма содержания алкоголя в крови водителя – 0,3 промилле. Однако число аварий по вине пьяных водителей возросло. И именно этим было продиктовано решение вернуться к прежней норме: содержание алкоголя в крови людей, находящихся за рулем, должно быть нулевым. По мнению представителя свердловского регионального общественного движения "Комитет по защите прав автомобилистов" Анатолия Горлова, возвращение "сухого закона" – палка о двух концах:
– С точки зрения сохранения жизни россиян на дорогах, это, конечно, благо, потому что как бы там ни было, к своему стыду надо признать, что разрешенные 0,3 промилле давали некую индульгенцию для тех, кто привык выпивать за рулем, и эта статистика довольно известна. С другой стороны, прежний опыт говорит о том, что, наверное, неизбежны конфликты на дорогах. Я имею в виду потребление таких очень слабоалкогольных напитков, как квас, кефир. Медики утверждают, что кефир и квас не показывают опьянение. Но у нас зафиксировано немало случаев того, когда милиция специально дежурит у бочек с квасом на трассах и буквально через сотню метров после того, как водитель отъедет, попив этого кваса, задерживает его тут же, освидетельствует, и экспертиза показывает легкую степень опьянения. Они начинают выкачивать из него деньги.
Употребление кефира, кваса или медицинских спиртосодержащих препаратов не может вызывать эффект присутствия алкоголя в крови, утверждает главный нарколог Минздравсоцразвития Евгений Брюн:
– Я не знаю, кто пустил этот слух. На самом деле это совершенно не соответствует действительности. Экспериментально доказано, что кефир никаких последствий не имеет, его употребление не определяется нашими приборами. Что касается кваса, мы должны прекрасно понимать, что это продукт брожения. Все продукты брожения имеют какую-то долю алкоголя. Во время жары в нем увеличивается количество алкоголя, поскольку брожение продолжается. Если держать квас во рту и дуть в трубочку, то обязательно какая-то доля алкоголя в выдыхаемом воздухе определится. Но если прошло 10-15 минут будет очень незначительная доля алкоголя. Водитель должен это знать и предупреждать. Что касается лекарственных средств – да, действительно, некоторые лекарственные средства содержат алкоголь, но при дозах, которые рекомендуются – ничего не определяется. Конечно, если держать корвалол во рту и дуть в трубочку, то да, прибор покажет. Но, несмотря на это, врачи предупреждают: употребляя такие препараты, вы не должны садиться за руль.
Коррупционная составляющая при введении новых норм – вот главное, что волнует автомобилистов и юристов. Вопросы вызывает не сам факт экспертизы, а как и с помощью каких приборов она будет проводиться, считает представитель "Комитета по защите прав автомобилистов" Анатолий Горлов:
– Мы еще не видели новых алкотестеров, которые нам грозились показать еще весной. Надо, помимо ужесточения наказания, воздействовать на милиционеров и медиков, которые очень часто не соблюдают требования к проведению медэкспертизы. У водителя, по новым правилам, есть право не проходить освидетельствование на месте, он может отказаться от алкотестера, который ему предлагают, и пройти независимую экспертизу медицинском учреждении, которое имеет лицензию на проведение этой медэкспертизы. Как утверждают, новая модель алкотестера сделана таким образом, Но не исключено, что они что-нибудь придумают, что там ничего вроде как подкрутить невозможно.
Точность приборов, измеряющих количество алкоголя в крови водителя, вызывает сомнения и у автомобилистов, и у юристов. Медики и сотрудники ГИБДД утверждают, что процедура освидетельствования водителя продумана. Главный нарколог Минздрава Евгений Брюн говорит, что основным считается результат последнего этапа обследования водителя:
– У нас есть процедура. Первый раз проверяет сотрудник ГИБДД, потом человек едет в кабинет экспертизы алкогольного опьянения, там еще раз проверяют, и через 20 минут еще раз проверяют. То есть трехкратное измерение. Если последнее измерение будет нулевым, значит, это нуль.
В городе вопрос освидетельствования на употребления алкоголя решается просто. А вот для людей, которые едут по автотрассе, все значительно сложнее. Адвокат Андрей Карпов считает, что часто водители не знают элементарных норм, например, в каких случаях сотрудник ГИБДД может их остановить:
– Тот же алкотестер, который будет иметь какую-то погрешность, даст возможность играть: "хотите – проедем, потеряете время". По правилам, вне стационарного поста можно останавливать только при наличии явного нарушения правил дорожного движения, если есть основания для остановки. А просто остановить и попросить что-нибудь сделать, сказать "проверка документов" – нельзя. Хотя и тут находятся какие-то ходы: вплоть до стационарных машин милиции или передвижных постов, когда они начинают ссылаться, что это чуть ли не приравнено к стационарному посту.
Во избежание недоразумений при прохождении тестов на содержание алкоголя в крови главный нарколог Евгений Брюн рекомендует автомобилистам возить с собой свой алкотестер. По его словам этот опыт активно используют зарубежные водители:
– Мы всегда советуем каждому водителю иметь свой личный алкотестер, чтобы быть абсолютно уверенным, что в выдыхаемом им воздухе ничего нет, и тогда садиться за руль. Не так это дорого стоит. В Европе этим пользуются ответственные водители.
На опыт Европы и Америки часто ссылаются сторонники нулевого промилле, однако они умалчивают о том, что останавливать водителя и заставлять его проходить тест там принято при очевидно неуверенной езде. Лидер Федерации автовладельцев России Сергей Канаев считает подобный подход разумным:
– Америка всем доказала, что, либо правила, которые соблюдают все одинаково, либо – другого не существует. Что такое правила дорожного движения, для чего они созданы? Они созданы с одной целью – безопасность дорожного движения.