Пожарный_порядок.ехе

"Россия в огне"; эту фразу вы можете найти во многих блогах

Пожары, которыми охвачена Россия, и книга Владислава Суркова, сожженная молодым оппозиционером на дне рождения; эти огненные события на уходящей неделе активно обсуждались в сетевых дневниках.

Сеть пахнет дымом горящих лесов и торфяников. В лентах каждый второй постинг – с фотографиями и свидетельствами из какой-либо подлинно горячей точки на карте России. Как борются с огнем, как не смогли его одолеть, как правильно дышать в плотном слое дыма, накрывшем тот или иной город… И – немаловажно – как ведет себя на пожаре начальство и те, кто под ним. Блогер semiurg рассказал, как встречали Владимира Путина в горящей Воронежской области:

По случаю приезда Хозяина местные власти устроили целый кордебалет – добровольцев, которые как раз и тушат пожары, разогнали, а в лесу… надули штаб МЧС! Ну, надувной такой шатер поставили. Согнали всех: милицию, ФСБ, пожарных – как будто они тут всегда были, и назвали это “лагерем МЧС”. Как только кортеж премьер-министра выехал на трассу, палатку сразу же сдули, все представители силовых структур разъехались. А добровольцы вновь приступили к тушению.
А к погорелой Масловке, говорят, к приезду Путина… положили свежий асфальт! Прикиньте картину – сгоревшая улица, одни печи торчат – а асфальт к ним свежий, с разметочкой. Красота!
Интересно, ему понравилось?

Об этом мы так и не узнали: до Масловки премьер Путин не доехал. Зато теперь там новая дорога, подчеркивает semiurg. Всё польза.

Подчеркивает - и добавляет новые воспоминания очевидцев:

<...> в то время , когда Путин там был - очагово горела подстилка, тушили ее, как и предыдущие 5 дней, добровольцы. Так ФСБ-шники разогнали их всех, потому что они мешали их "ярмарке тщеславия". И не просто разогнали, а с угрозами - "вам за это еще будет", " вы еще увидите" и прочими фразами из лихих 90-х. А после того, как высокое начальство отчалило, силовиков след простыл, они в сторону очагов горящих и не взглянули. А добровольцы опять взяли свои рюкзаки с водой и пошли тушить лес…

* * *
Наиболее популярная отдельная история уходящей недели опять-таки связана с пожарами. Обычный деревенский житель из Тверской области – судя по всему, экс-москвич, некогда уехавший жить на пленэр, – в своем блоге top-lap в крайне эмоциональной форме пожаловался на то, как именно местные власти готовы к пожаротушению. В частности, блогер матерно посетовал на то, что власти посёлка Высоково сняли пожарную рынду, а по имеющемуся телефону никуда дозвониться невозможно. Письмо попалось на глаза Владимиру Путину, и тот ответил – надо сказать, в весьма органичной для пикировки в блогах манере:

Вы, безусловно, одаренный литератор. Если бы зарабатывали писательским трудом, могли бы жить, как и любимый писатель В.И. Ленина – А.М. Горький – на Капри.


Однако и там Вы не могли бы чувствовать себя в безопасности. Поскольку и в Европе, и в США сталкиваются с такими же по масштабу природными катаклизмами. Достаточно вспомнить о том, как горели леса во многих странах Европы в прошлом и позапрошлом году.

Несмотря на все проблемы и трудности, надеюсь, до пенсии мы с Вами все-таки дотянем. <…>

При наличии Вашего адреса рынду получите у губернатора незамедлительно.


Рында – самое популярное слово в политизированном сегменте блогосферы. "Верните рынду!" – лозунг, употреблявшийся на уходящей неделе куда более часто, чем "За нашу и вашу свободу" и "Свобода, равенство, братство", вместе взятые. Однако выиграли, судя по всему, обе стороны – и блогер из села Высоково, куда действительно вернули рынду, и авторы ответа. По этому поводу популярный блогер langobard написал следующее:

Мне сдается, что властью впервые был проделан пиар-ход в рамках модели "блоговое событие". Что такое "блоговое событие"? Это некая шумиха, которая происходит исключительно в рамках блогосферы. О которой простые юзеры Интернета и, тем более, потребители теле- и газетной продукции могут и не догадываться. Да-да, всю жизнь прожить и так и не узнать.
То есть для них <…> слово "хипстер" так и не будет ничего значить <…>. И они понятия не будут иметь о том, что в российской школе останутся только четыре бесплатных урока - письмо, арифметика, физкультура, да закон божий. И про то, что РПЦ запретила выставку "Запретное искусство". И что кто-то на кого-то написал донос за сожжение книги Суркова.

Я не знаю, завидовать этим людям (и их незнанию) или нет? Это не важно. Я просто перечислил примеры "блоговых событий".

Так вот насчет "рынду выдаст губернатор". Это, мне сдается, первый пиар-ход разыгранный как "блоговое событие". На первом или втором телеканалах жалобы блогера не процитируешь, в приличной газете не разместишь. Следовательно, ответ Путина там тоже не востребован. То есть муссироваться все это будет исключительно в рамках блогосферы.

Мои поздравления блоггерам! Это серьезное признание их значимости.



* * *
На уходящей неделе многих пользователей блогов весьма впечатлил маленький политический пожар, устроенный Виталием Шушкевичем – молодежным оппозиционным активистом, известным в сети как Бериллий. На день рождения к нему пришли другие молодые политики – от оппозиционеров до девушек-комиссаров движения "Наши". Среди подарков Шушкевичу оказалась книга Владислава Суркова и зажигалка. В результате получился небольшой источник огня, снятый на фото и размещенный в ЖЖ Бериллия – то есть, на обозрение публики.

Дальше произошли два события. Первое: на набережную, где праздновали именины Виталия, приехал подмосковный ОМОН и забрал всех гостей. Потом гости особенно подчеркивали тот факт, что девушки – те самые комиссары из движения Наши – уехали с набережной за несколько минут до приезда милиции. Искали, как выяснилось позже, свидетельства причастности Шушкевича к недавней молодежной атаке на Химкинскую администрацию. Искали, допрашивали, не нашли – выпустили, как и всех. Это первое событие.

А дальше отличилась одна из гостий Шушкевича – комиссар движения "Наши" Мария Дрокова. Описав коллизию с утратой труда Владислава Суркова, Дрокова сделала вывод: сожжение книги – "достаточное основание как для того, чтобы считать всех троих последователями фашистов, так и для того, чтобы начать скорейшее расследование произошедшего".

Машу, безусловно, в блогах окрестили "доносчицей" и напомнили, что за сожжение книжки, пусть и Суркова, уголовное преследование невозможно; а кто его начнет, тот сам уголовник и есть. Остался, однако, куда более спорный вопрос: имеют ли право оппозиционные деятели пользоваться в своих публичных действиях языком нацизма? Лев Рубинштейн в своей колонке на сетевом ресурсе Грани.ру уверяет, что дело не в форме, а в содержании:

Ну как вот объяснить этим комиссаркам в пыльных... э-э-э... (все, все, молчу), как, короче говоря, объяснить им, что сжигать на кострах посреди больших городов книги, допустим, Гейне или, к примеру, Томаса Манна - это безусловно фашизм и есть. А погреться посредством сгорания печатной продукции - итогов бессонных раздумий тт. Ленина, Сталина, Гитлера, Геббельса, Брежнева, Андропова, Ким Ир Сена, Фиделя Кастро, Вл. Суркова и других товарищей из этого, к сожалению, очень длинного ряда - это вовсе не фашизм. А уж скорее наоборот, вполне богоугодное дело.


При всем огромном уважении ко Льву Семеновичу Рубинштейну, блогеры отметили один момент: если следовать его логике, то, оказывается, фашисты плохи не просто тем, что жгли книги публично, в рамках некой специальной акции – а тем, что жгли книги определённых авторов. Да еще, к тому же, и не свою собственность (Лев Рубинштейн особо подчеркнул, что книга Суркова являлась частью имущества Виталия Шушкевича). То есть, если бы наци предварительно скупили книжки, которые они жгли на площадях – претензий бы не было никаких?

В то время, как есть логика куда проще – и об этом тоже говорили в блогах: не хочешь коннотаций с нацизмом – не вешай свастики из георгиевских ленточек на картинки пользователя в Живом Журнале, не жги книги прилюдно или на камеру. Или ты демократ – или ты говоришь на языке Третьего Рейха. А двойной стандарт не работает, увы. Даже для самых молодых оппозиционеров.