Отставной капитан британской армии, 34-летний Эд Стаффорд стал первым в мире путешественником, который смог в одиночку пройти вдоль всего русла самой протяженной на планете реки Амазонки. Пешеходный маршрут почти в семь тысяч километров Эд Стаффорд преодолел за 859 дней. Путешествие он начал 2 апреля 2008 года.
Рассказывая о своем беспрецедентном пешем путешествии, Эд Стаффорд признался, что поначалу им двигала жажда приключений – он хотел прославиться и установить исторический рекорд. Однако в процессе путешествия, говорит он, его мотивация стала меняться. Пробираясь сквозь джунгли, он встречал огромные массивы вырубленного леса, что не только катастрофически изменило экологическую ситуацию в регионе, но и стало угрозой для жизни индейских племен. После этого, заявил Стаффорд, ему захотелось привлечь внимание британской и мировой общественности к экологическим проблемам бассейна Амазонки.
У Стаффорда с собой был спутниковый видеотелефон и ноутбук, и он начал вести регулярный блог о своем путешествии и экологических проблемах Амазонии для английских школьников. Первые три месяца его сопровождал приятель, тоже англичанин, Люк Коллиер, но он не выдержал испытаний и вернулся домой. Через некоторое время Стаффорд нанял перуанца Санчеса Риверу, который и стал его партнером. Им приходилось преодолевать водные преграды, горные массивы, отбиваться от анаконд, кайманов и ядовитых змей. Труднее всего было завоевывать доверие враждебно настроенных индейских племен. Однажды Стаффорда даже обвинили в убийстве, и он был на волосок от гибели.
В джунглях Перу, Колумбии и Бразилии английский путешественник питался в основном выловленными в реке пираньями, рисом и бобами. Однако, судя по всему, голод его не мучил. Самой сложной проблемой за два с половиной года путешествия была физическая и душевная усталость, хотя Стаффорд – путешественник со стажем: он уже участвовал в экспедициях в Африку, на Борнео и в Гватемалу. На вопрос журналистов, чего ему больше всего не хватало в амазонских джунглях, Стаффорд ответил, что больше всего скучал по женскому обществу, а сейчас мечтает съесть настоящий английский fish and chips (жареную во фритюре рыбу с чипсами) и запить это холодныи пивом. Комментируя историческое путешествие Эда Стаффорда, знаменитый английский географ и путешественник сэр Рэналф Файнз отметил, что оно еще раз высветило серьезные экологические проблемы бассейна Амазонки и других сходных с ним регионов. Того же мнения придерживается и руководитель лесной программы экологической организации "Гринпис России" Алексей Ярошенко:
– Леса гибнут прежде всего от замены их сельскохозяйственными участками. Происходит массовая зачистка лесной территории для выращивания сельхозкультур, главным образом сои. То есть леса рубят не столько ради заготовки древесины, сколько ради появления новых сельскохозяйственных земель. Законодательство, скажем, в Бразилии, ограничивает долю площади, которую каждый лесовладелец может расчистить под сельскохозяйственные угодья, но за счет того, что значительная часть территории принадлежит частным лицам и корпорациям, получается, что появляется много таких "лоскутков" сельхозугодий на границе зоны хозяйственного освоения территории Амазонки.
– Получается, что объем этих сельскохозяйственных работ столь велик, что вся эта гигантская территория оказалась под угрозой? Неужели так интенсивно осваиваются эти бывшие лесные просторы?
– Да, эта территория осваивается очень интенсивно. Дело в том, что по всему миру сейчас наблюдается смещение сельского хозяйства с зоны умеренного климата в тропическую зону, потому что там любое вложение дает значительно больше отдачи. Одной из наиболее развивающихся стран, с наиболее подходящими условиями для развития сельского хозяйства является Бразилия. Не только по климатическим условиям, но и общественно-политическим. Благодаря некоторым мерам, принятым правительстом Бразилии, удалось снизить скорость освоения лесов. Но именно что скорость освоения лесов снизилась, потому что разрушение этого лесного массива продолжается.
– Чем это чревато в мировом масштабе?
–Во-первых, это, конечно, потеря биологического разнообразия, потому что бассейн Амазонки – это одна из наиболее богатых разнообразной фауной территорий Земли и, кстати, одна из наименее изученных. Во-вторых, речь идет о территории, от которой в значительной степени зависит климат практически всей Южной Америки. Леса Амазонии – это еще и очень мощные слои влаги в атмосфере, и, соответственно, если сокращается площадь амазонских дождевых лесов, то последствия не заставляют себя долго ждать – катастрофического масштаба засухи практически на всей территории Южной Америки наблюдаются уже сейчас.