Последние гастроли трио Билла Эванса


ДС:- Билла Эванса почитали и любили не только джазфаны, но и высоколобые любители и знатоки классической музыки. Его слушали и звезды классического фортепьяно. Билл Эванс был любимым пианистом Гленна Гульда! В домашней коллекции Гульда было семь альбомов Эванса – рекорд для джазовой коллекции канадца. У Гульда так же хранились ноты концерта Клауса Огермана, записанного симфоническим оркестром Огермана и Трио Билла Эванса. На прошлой неделе я поменял местами даты дней рождения Билла Эванса и Оскара Питерсона. На самом деле мой рассказ о жизни Эванса добрался до грустных дней его кончины. Но весь объем событий жизни пианиста, конечно же не вмещается ни в «49», ни во «Время Джаза». Так что сегодня – еще один фрагмент истории Билла Эванса...
Вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на разновеликих частотах «Свободы» или с сайта радиостанции svobodanews.ru. У микрофона в Париже в тени ночной или дневной Валь-де-Грас – ваш ДС.

One for Helen

ДС: - «One for Helen», «Одну для Хэлин», композиция Билла Эванса. Эванс – рояль; Эдди Гомез – контрабас и Марти Морел – ударные. Август 72 года. Запись сделана для CBC Radio, Camp Fortune, Хал, Канада.
Хэлин Кин была менеджером и продюсером Билла Эванса.
Если, как исполнитель, Билл Эванс был всемирно известен и любим, как композитор он был недооценен. Конечно «Waltz for Debby» и «Peace Piece» были популярными пьесками и считаются классикой. Но Билл Эванс автор многих уточненных композиций, среди которых «Show Type Tune», «TTT» и «Blue in Green». Как и его манера импровизировать, его композиции определялись чистотой и мелодичностью линий, богато окрашенных обертонами звуковой пульсации.

Knit For Mary

ДС: - «Knit For Mary», «Связано Для Мэри», композиция Билла Эванса. Поздняя, под занавес, запись; концерт в лондонском клубе «Ronnie Scott’s», 21 июля 1980 года. Жить Эвансу оставалось меньше двух месяцев. Ни Эванс – рояль; ни Марк Джонсон – контрабас; ни Джо Лабарбера – ударные – не знали в тот июльский вечер, что их записывают. Лондон входил в серию последних концертов Билла, которую историки джаза окрестили «21 город за 24 дня».
Название композиции звучит иногда и как «Knit For Mary F.» и многие историки джаза считают, что пьеса полна, цитирую Питера Петтингера, «чисто славянских тенденций в тональности, что наблюдалось и раньше, но стало явным в этой записи. Типично русское свойство, подчеркивание крайностей, выразилось в наложение шепчущего пианиссимо на агрессивно прочерченные линии». КЦ
На фестивале в Литчфилде, штат Коннектикут, выступил квартет Дейва Брубека. Как пишет Матт Уилсон в «Даунбите»: как всегда, когда играет квартет Брубека -
- «царит молчаливое изумление. Изумление толпы слушателей; изумление самих сайдменов; даже изумление в среде рабочих сцены, осветителей и охраны… За молчаливыми улыбками фанов Литчфилда слышится - “I can’t believe he’s 90!” – «Невозможно поверить! Ведь ему девяносто лет!»
- Не совсем так, продолжает автор статьи. – Девяносто ему исполнится 6 декабря, но весь этот год проходит под знаком юбилея. (…) Квартет сыграл потрясающее попурри из произведений Эллингтона от «Duke’s Place», в котором блестяще солировал, играя смычком на контрабасе, Майкл Мур, перешедшим в “Mood Indigo” и до “Take The ‘A’ Train” с великолепным соло альт-саксофониста Бобби Милителло. Сам Брубек сыграл очаровательную версию “Sweet Lorraine” (Париша и Бёруелла), которую начал и закончил соло. Ритм-группа и Милителло присоединились к Брубеку лишь в середине пьесы. Закончив играть, Дейв сказал:
- Мы играем вместе с Бобби вот уже 30 лет, но мы никогда не играли “Sweet Lorraine”. Это один из моих любимых стандартов. Это та самая песня, которая прославила Нэт-Кинг-Коула. Когда вышла пластинка Коула, все поняли, что он ко всему прочему еще и умеет петь»… КЦ.
Вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на частотах «Свободы» или же LIVE с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона в Париже – ваш ДС.
Уточню: пьеску «Knit For Mary F.» Билл Эванс посвятил Мэри Фрэнксен из Омахи, что в Небраске. Мэри, как вспоминал Билл, каждый месяц присылала свитера, шарфы и носки, которые она вязала в знак любви для всей семьи Эвансов. Билл «связал» для нее эту чудесную композицию.

Your Story

ДС: - «Your Story», «Твоя история», Билла Эванса. Тот же состав Трио: Эванс – рояль; Марк Джонсон – контрабас и Джо Лабарбера – ударные. Как я уже сказал, джазмены не знали, что их записывают и диск «Letter To Evan», «Письмо Эвану», сыну, по которому Билл скучал на этих последних гастролях, этот диск вышел лишь через 12 лет после смерти пианиста, в 92 году, на французской фирме «Dreyfus Jazz».
«21 город за 24 дня» был настоящим прощанием с миром; миром в целом и миром джаза в частности. Иногда, когда Билл играл без грима и свет был поставлен слишком откровенно, слишком отвесно, Билл выглядел чудовищно: распухшие пальцы, одутловатое лицо, устрашающая бледность – болезнь разыгрывала коду.
Когда после «Ронни Скотта» Билл дал частный концерт на вилле друга-архитектора Фрица Фельтенса, в Германии, в Бад-Хёниннингене, он играл спиной к публике.

In Your Own Sweet Way

ДС: - «In Your Own Sweet Way», «Мило, как только ты можешь», классика Дейва Брубека со второго сольного диска Билла Эванса «Опять в одиночестве». Запись была сделана в Бёркли в декабре 72 года.
«21 город за 24 дня» - гастроли то тянулись, грозя оборваться, то стремительно мелькали, как страны двух континентов. После Англии и Германии в программе был Портленд, Орегон, а затем Лос-Анджелес.
27 августа, за 18 дней до кончины Билла, Трио играло на сцене аудиториума «Hollywood Bowl» в Лос-Анджелесе и Билл открыто попросил своего старого друга, артистического директора и джазового журналиста Херба Уонга срочно раздобыть дозу героина. Уонг уговаривал Билла отдохнуть, но Билл категорически отказывался. Ему уже было безразлично то, КАК он себя чувствует. Он хотел одного: выйти на сцену со своими молодыми сайдменами и играть. Он спешил, он одержимо спешил высказаться до конца. Это ему не удалось.
Возвращаясь к теме «Гульд–Эванс», скажу, что они жили в одну и ту же эпоху: Гульд родился в сентябре 32 года, Эванс в августе 29-го. Оба оставили наш шарик приблизительно в одно и то же время: Гульд в 82-м, Эванс в 80-м. Любимыми композиторами Эванса и Гульда были: Бах, Брамс, Барток, Хиндемит, Шёнберг, Бетховен и Моцарт. Оба пианиста играли, низко склонившись над клавишами. Оба предпочитали играть на «Стейнвее СД-318» и оба в конце жизни перешли на «Ямаху». Гульд называл Эванса «Скрябиным джаза», не зная, что Скрябин так же входит в список любимых композиторов Билла.
Пластинка Билла Эванса «Разговоры с самим собой», которая была сделана по следам Ленни Тристано в технике overdubbing, то есть Билл играл на фоне своей предшествующей записи, повлияла на радиотворчество Гленна Гульда, который в своих передачах использовал наложение голосов, некий, одновременно говорящий в технике overdubbing, хор.
Добавлю, что Гульд был единственным «бурчащим под нос» классическим пианистом. Прием, который Киз Джаррет доводит иногда до абсурда.
Пианисты были и знакомы, и дружны; они, хоть и не часто, говорили по телефону, а Гленн Гульд пришел на концерт Эванса в Торонто.
Однако, напомню: вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на частотах «Свободы» или с сайта радиостанции svobodanews.ru. У микрофона ваш - ДС

Elegy

ДС: - «Elegy», «Элегия» Клауса Огермана, на фоне оркестра которого и солирует Билл Эванс. 29 октября 66 года. Студия звукозаписи Руди ван Гельдера. Типичный «ван-гельдеровский» звук.
В воскресенье 31 августа 80 года Трио Эванса вышло на сцену сан-францисского клуба "Keystone Korner". Все восемь вечеров были записаны хозяином клуба Тодом Барканом и вошли в альбом из 8 СД, который увидел свет в 89 году под общим названием «Последнее Причастие», а позже под вторым названием - «Последний Вальс». Билл Эванс был недоволен тем, как он играл; но он не знал, что Тод записывает Трио. Не знал и никогда не узнал. Тема «Письма сыну», как и на гастролях в Европе, постоянно повторялась:

Letter To Evan

ДС: - «Letter To Evan», «Письмо к Эвану» Билла Эванса. Эванс – рояль, Марк Джонсон – контрабас и Джо Лабарбера – ударные. 2 сентября 80-го года.
Арт Тофанелли Младший, который записал партитуру «Письма к Эвансу» для издательства Уина Хинкле, нашел в этой интерпретации Билла Эванса элементы музыки Шопена, Листа, Бартока, но больше всего – Джордже Энеску…
Во время всей серии из восьми концертов в "Keystone Korner" Билл Эванс часто комментировал игру Трио или просто обращался к публике :
- Вы – потрясающая аудитория, у меня великолепный рояль, так что у нас впереди чудесный вечер…»
В последний восьмой вечер силы начали оставлять пианиста.
«Но он продолжал играть на потрясающем профессиональном уровне»…, - пишет его биограф Питер Петтингер…
Сайт «Bill Evans webpages» (http://www.billevanswebpages.com/), на котором вы найдете статьи о пианисте, его биографию, полезные ссылки на другие сайты, дискографию и отдел архивов, публикует ежемесячное письмо, которое начинается на этот раз так: «16 августа (мир джаза) отметил 81 годовщину со дня рождения Билла Эванса. Но быть может более важная дата ждет нас впереди: 15 сентября, тридцатилетие со дня кончины пианиста. Вы должны поставить для друзей диск Билла сегодня же! Как и в прежние годы, мы просим вас слать нам ваши воспоминания, посвящения или просто короткие комментарии о том, что значил для вас этот композитор и пианист…»
Этот сайт нечто вроде современного сетевого памятника Биллу Эвансу. Надеюсь, что его прототип на русском языке появится однажды. Все мы – должники Билла Эванса. Ваш покорный слуга в первую очередь. «Вальса для К.» не было бы без «Вальса для Дебби».
Финишная прямая «Времени Джаза», разновеликие частоты «Свободы», svobodanews.ru и – ваш ДС.

The Shadow Of Your Smile

ДС: - «The Shadow Of Your Smile», «Тень твоей улыбки» - стандарт Джонни Мандэла и Пола Уебстера. 9 августа 67 года. Второй диск Эванса, записанный в технике наложения звука на звук, overdubbing, «Further Conversations With Myself», «Дальнейшие разговоры с самим собой».
Наверное, каждый из вас помнит, когда и при каких обстоятельствах он впервые услышал Эванса. Мои – вам знакомы. Это Эванс в составе комбо Дейвиса – «Kind of Blue», мне было 16 лет. Но сольного Эванса я услышал впервые в армии, в Томске-7, в дежурке «особо важного гособъекта номер 15», где по ночам я крутил ручку военного коротковолновика, отыскивая голос Уиллиса Коновера… Сквозь треск и писк пространства контрабас и ударные не пробивались, лишь кристально чисто лопались льдинки клавиш…
Но прикончил меня, уже после дембеля, этот самый диск Клауса Огермана «Bill Evans with Symphony Orchestra».
На нем мы и расстанемся сегодня, на «Голубой Интерлюдии» Шопена, аранжированной Огерманом…
Подкаст «Времени Джаза» ждет вас на сайте радиостанции svobodanews.ru. Удачной вам и прохладной недели, чистого воздуха, всех благ, чао, бай-бай!

Blue Interlude