Мир помогает Пакистану после "медленного цунами"

Ребенок у дома, разрушенного наводнением в Пакистане.

На состоявшейся в Нью-Йорке специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН были даны новые обещания выделить средства для миллионов людей, пострадавших от наводнений – самых сильных в истории Пакистана.

По данным ООН, 8 миллионов человек нуждается в еде, воде и крове. 14 миллионов нуждаются в медицинской помощи, в первую очередь – дети и беременные женщины. ООН обратилось с экстренной просьбой о выделении 460 миллионов долларов в следующие 90 дней, уже получено больше половины - в первую очередь, от ключевых доноров. Соединенные Штаты пообещал выделить дополнительно 60 миллионов долларов (в целом их помощь достигла 150 миллионов). США также предоставили около 20 армейских вертолетов для оказания помощи наиболее пострадавшим районам. Десятки миллионов долларов выделяют Европейский Союз, Саудовская Аравия, другие доноры. Но все эти ресурсы необходимы срочно.

В своей чрезвычайно эмоциональной речи на сессии в ООН министр иностранных дел Пакистана Махмуд Куреши заявил, что его страна столкнулась с природным бедствием беспрецедентных размеров, и подчеркнул, что если Пакистан вовремя не получит помощь, это может быть использовано экстремистами для дестабилизации положения в стране:

– Пакистанцы – неунывающие люди, нам не привыкать к вызовам и трудностям. Пакистанский народ пережил разрушительное землетрясение 2005 года и справился с потерей 80 тысяч своих собратьев. Мы живем под бременем борьбы с терроризмом и экстремизмом, сохраняя храбрость и решительность. Мировое сообщество смотрит на нас, как на оплот борьбы против терроризма и экстремизма. И теперь мы рассчитываем, что мировое сообщество продемонстрирует такую же решительность и гуманность в час нужды.
Международные гуманитарные организации напрягают все силы для доставки помощи, но им нужна массивная дополнительная поддержка. 8 миллионов человек нуждаются в еде, воде и крове

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун подчеркнул, что мировое сообщество только начинает понимать подлинные размеры бедствия, сравнив наводнение с медленно движущимся цунами, разрушительная мощь которого продолжает расти:

– Международные гуманитарные организации напрягают все силы для доставки помощи, но им нужна масштабная дополнительная поддержка. 8 миллионов человек нуждаются в еде, воде и крове. 14 миллионов нуждаются в медицинской помощи, в первую очередь – дети и беременные женщины. Мы обратились с экстренной просьбой о выделении 460 миллионов долларов в следующие 90 дней. Мы уже получили больше половины, благодаря щедрости ключевых доноров. Но все эти ресурсы необходимы сейчас. За вашими сегодняшними обещаниями должны последовать действия – действия, которые изменят ситуацию в зоне бедствия.

Соединенные Штаты пообещали выделить дополнительно 60 миллионов долларов (в целом их помощь достигла 150 миллионов). США также предоставили около 20 армейских вертолетов для оказания помощи наиболее пострадавшим районам. Десятки миллионов долларов выделяют Европейский союз, Саудовская Аравия, другие доноры.

В Пакистане очень рассчитывают на международную помощь. Представитель Всемирной продовольственной программы ООН Амджад Джамаль заявил агентству "Рейтер", находясь в Пакистане:

– Международная продовольственная программа наращивает свои операции, сейчас она предоставляет продовольствие более чем 6 миллионам пострадавших от наводнений. Это по-прежнему очень нелегкая задача и, конечно, самая большая проблема – это доставка грузов в условиях, когда дороги размыты, мостов нет. Нам нужна международная помощь – и как можно скорее.

О нехватке помощи в пострадавших районах в интервью Радио Свобода рассказал работающий в Пакистане чешский журналист Милан Шима:

– Мы были свидетелями того, как каким-то людям еды не хватило. Им еще привезли одеяла, у этих людей ничего не было, и они дрались, чтобы получить одно одеяло, и правительственная машина, которая привезла помощь, была вынуждена уехать из-за этого хаоса. Это было так неорганизованно, что они даже не смогли раздать все одеяла. Здесь кризисная ситуация.

О том, что для Пакистана означает международная помощь, говорит пакистанский журналист, обозреватель радио "Машааль" Абдул Хай Какар:

– В последние три недели в Пакистане произошло сильнейшее наводнение, особенно в трех провинциях – Хайбер-Пахтунхва, Пенджаб и Синд. Пока, по данным ООН, 4 миллиона человек остались без крова, всего наводнением так или иначе были затронуты 20 миллионов человек, которые по-прежнему ждут помощи. Правительство и люди говорят, что помощи не хватает. Ситуация в пострадавших районах ухудшается день за днем: огромное количество людей – 4 миллиона людей, лишившихся домов – нуждаются в крове, в продовольствии, в питьевой воде. Сообщается о распространении болезней, передающихся через воду инфекций. Это самое большое наводнение в истории Пакистана, огромная катастрофа, подобной которой, как признался генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, он не видел никогда в жизни.

– Продолжается ли наводнение, какова сейчас ситуация в пострадавших районах?
Ситуация в пострадавших районах ухудшается день за днем: огромное количество людей – 4 миллиона человек, лишившихся домов – нуждаются в крове, в продовольствии, в питьевой воде

– В двух провинциях наводнение закончилось, но в Синде продолжается. Через весь Пакистан течет большая река Инд, и наводнение прошло через провинцию Пенджаб, и пришло в Синд, где сотни тысяч людей все еще пытаются выбраться из зон бедствия. Например, город, в котором жили сотни тысяч людей – Джейкобабад – был полностью эвакуирован. Так что в отдельных районах Синда наводнение продолжается.

– Насколько затруднены доступ в зоны бедствия и доставка помощи пострадавшим?

– Наиболее пострадавшая часть Пакистана – провинция Пахтунхва, районы, где живут местные племена недалеко вблизи Афганистана. Эти области уже серьезно пострадали во время боевых действий между правительственными силами и талибами. А с наводнениями – у меня нет точных цифр, но я могу сказать, что сотни мостов, сотни миль дорог были смыты, так что проблемы с доступом есть в первую очередь в этих районах. Но я думаю, что со временем мы услышим об улучшении ситуации, если будет достаточно гуманитарной помощи пострадавшим людям, которые ждут ее. И поскольку готовы действовать местные жители, и добровольцы, и пакистанская армия, американские вертолеты – я думаю, есть возможности доставить эту помощь.

Правительство Пакистана немало критикуют за медлительность в оказании помощи. Можно услышать опасения, что если при отсутствии должной помощи хаосом воспользуются экстремисты, заполнив вакуум власти. Как сообщается, среди исламистских гуманитарных организаций, оказывающих помощь пострадавшим есть по крайней мере одна, связанная с террористами. Могут ли талибы, с которыми правительство Пакистана ведет ожесточенную борьбу, воспользоваться нынешней ситуацией? Пакистанский журналист Абдул Хай Какар сомневается в этом и говорит, в первую очередь, о внутриполитическом противостоянии в руководстве Пакистана:

– Тут есть две стороны – в СМИ можно услышать, что талибы держат под своим контролем некоторые районы в Пакистане, и что талибы заполнят вакуум власти. По моему опыту – а я был там, и мы получали оттуда репортажи – в действительности ситуация не такая тревожная. Там находится армия, талибы действуют в очень ограниченных районах, и не в их положении заполнять вакуум власти, поскольку большинство людей сейчас настроены против талибов, у них нет массовых симпатий, поддержки. Так что тут есть некая искусственность – чтобы мировое сообщество испугалось и выделило помощь. Это не очень совпадает с реальностью.

Кроме того, тут вопрос ситуации во властных коридорах. Руководство сил безопасности, включая армейское, обладающее немалой властью, пытается ослабить избранное правительство. Не впрямую. Но большинство пакистанских СМИ находятся под контролем руководства сил безопасности и стараются представить положение так, что избранное правительство не способно помочь пострадавшим. Аргумент правительства – армия направлена в зону бедствия, она подчиняется правительству и выполняет приказ. Но в будущем это может стать проблемой для правительства президента Асифа Али Зардари, если заслуги будут отданы руководству сил безопасности – ведь у них есть свои собственные люди, стремящиеся к власти вроде экс-премьера Наваза Шарифа.

– Насколько пользуется правительство поддержкой общества?

– Мне кажется, мало кто доволен своим правительство где угодно, в том числе и в Пакистане. Но в Пакистане СМИ определяют умонастроение людей. Как медиа говорят, так люди и думают. В Пакистане СМИ на стороне руководства сил безопасности, а это значит – да, избранное секулярное правительство теряет поддержку. Потому что большую часть времени люди слышат: ситуация тяжелая и правительство не может помочь им должным образом. Естественно, люди думают, что правительство неспособно решить их проблемы, и правительство теряет поддержку, но только частично вследствие реальных причин, а частично – вследствие искусственно созданных.