Узбекистан. Скоро праздник

…Все мы желаем жить, и поэтому неудивительно,
что каждый пытается найти оправдание, чтобы не умирать.
Но если человек не достиг цели и продолжает жить, он проявляет малодушие…
Хагакурэ, Сокрытое в листве.


Я рискну сделать этот шаг. Намеренно и обдуманно. После долгих и мучительных размышлений. После признания собственных ошибок. Взамен я получу презрение всех тех, кто не разделяет мои мысли. Появится много желающих забросать меня тухлыми яйцами или оскорбить через прессу. Но правда жизни все же дороже, чем спокойствие одного человека.

Первое сентября – провозглашение дня независимости Узбекистана. Люди по-разному относятся к этому дню. Кто-то искренне рад празднику и тем успехам, которые есть в стране. Кто-то брызжет слюной при одном только упоминании этого дня. Как говорили крестьяне древней Японии "разные люди, и карманы у них заполнены у кого зерном, у кого камнями".

В свое время мои карманы тоже были заполнены и зерном, и камнями. Но с каждым днем, прожитым вдали от родины, камней становилось все меньше и меньше. Разлука дает возможность обдумать свои поступки, изучить прожитые дни. Симбиоз знаний и страданий дают человеку уникальную возможность стать мудрым и не торопиться делать выводы от увиденного и услышанного.

Правильно ли во всех бедах винить власть? Справедливо ли защищать только себя и своих близких и избегать драки, в которой ты не замешан? Грамотно ли будет критиковать чиновника власти, но самому не браться за решение проблемы "физически"?

Вопросы тревожили меня и не давали возможность поступать правильно. Но со временем, шаг за шагом, я приближался к тем истинам, которые сейчас сделали меня мудрее. Выводы я сделал очень простые и правильные. Каждый понимает их, но не каждый примет их. Но это его выбор.

Мое убеждение основано на том, что власть неотделима от народа и является его зеркалом. И не она отвечает за все происходящее в стране. Люди – вот главный движущий или разрешающий элемент общества. Мы становимся властью, занимая тот или иной государственный пост, и несем ответственность за ее моральный облик. Я укрепился в этом убеждении в ту далекую ночь, когда два бравых сержанта-узбека усердно били меня дубинками в подвале изолятора не от имени власти и не за совершенное мною деяние, а за то, что заступился за парнишку, которого они начали бить чуть раньше. Наши поступки делают лицо власти. Сержанты использовали силу закона и власти для исполнения собственных желаний. Стоит ли за это ненавидеть власть? – Нет, не стоит. Она не разрешает так поступать.

Власть не может быть плохой или хорошей. Она отражение нашего менталитета. Если Людовик XIV говорил "государство – это я", то сейчас мы смело можем говорить "государство – это мы". У каждого из нас есть возможность внести вклад в управление государством. Если я молчу, когда кто-то недостойный рвется к власти, если кто-то подминает под себя закон, то кого винить, как не себя? Если мы позволяем понукать собой соседям, бюрократам, молчим сами, когда бьют нас, то почему мы виним во всем верховную власть? Если дочери в семье при достижении совершеннолетия становятся товаром, если родители внушают своим сыновьям полную покорность, то кто в этом виноват? Опять абстрактная власть или все же мы сами, реальные и осязаемые? Может, стоит остановить критику и оглянуться на свое воспитание в семье? Слово узбек переводится как "сам себе хозяин". Так где та гордость, которая присуща хозяину? Или хозяин может только бунтовать и убивать мирных, отмечу это слово, граждан или плеваться желчью, отбежав на безопасное расстояние?

Считаю, что справедливым будет высказывание, что бед в Узбекистане столько же, сколько и в других странах. Не больше, не меньше. Что люди власти создают условия узбекистанцам работать и жить. Что страна имеет гораздо больше позитивного развития и успехов, – которые, кстати, большинство мигрантов в упор стараются не замечать! – чем беззакония.

И беззаконие это не власть творит, а человечек от имени власти, пробравшийся в государственное кресло и прочно там устроившийся. И бороться с ним не сложно. На его действия можно и нужно пожаловаться в вышестоящую организацию или подать в суд. Найти защиту у президента, наконец, как гаранта конституции. Уверен, что адекватная реакция после такой вот жалобы последует, справедливость восторжествует и такой вот чиновник, позорящий власть, вмиг потеряет свой пост.

Ни один руководитель страны не имеет желания иметь в управлении бедное государство с агрессивным и малограмотным населением. Он заинтересован в стабильном обществе. Он управляет страной, справедливо ожидая помощи от своего народа. Где она? Почему мы, ничего не делая, ожидаем, чтобы нам принесли все блага домой? Мы промолчим, когда что-то не нравится, но ни на йоту не сдвинемся, чтобы изменить положение дел.

Почти двадцать лет Узбекистан строит свою государственность. Достижений много, но критики все еще видят наполовину пустой стакан. Это их право. Я же пришел к убеждению, что пришло время увидеть стакан, уже заполненный водой. Пусть наполовину. Остальное долить должны мы.

Не требует доказательства то, что государственная власть дала всем нам конституционные права. Вот только узбекский менталитет не разрешает нам использовать их. Мы ничего не делаем, чтобы просто воспользоваться этими правами. Мы покорно течем по течению, заранее определив виноватую сторону в своих бедах, "Это не я. Это власть обязана всем. Я ничем никому не обязан".

Я хорошо знаю узбекский менталитет. Истоки такого апатичного поведения скрыты в семье. Во многих пожеланиях старшие младшим желают "олгин, олдирмагин", "бери, не отдавай". С детства внушается эгоизм. Бери, не отдавай. И такое отношение формируется у нас ко всем: к друзьям, супруге, обществу, власти, природе. Мы хотим сорвать плод, но не готовы потратиться или потрудиться посадить побег дерева.

Обидно, но в семье нас не учат выражать и защищать собственное мнение. Глава семьи прав всегда и во всем. Мы молча терпим несправедливость, не умея в детстве и не желая в зрелости добиваться правды. И поэтому, повзрослев, мы не верим людям. Наш менталитет или другими словами рабское воспитание в семье делают нас покорными к любому проявлению насилия. И почему-то виновных в этом мы ищем на государственной стороне. Правильно ли это? – Конечно, нет. А кто тогда виноват? - Не думаю, что в этом виноваты государственные лица.

Мы возмущаемся состоявшимся злом, только покинув пределы страны и ничего не сделав для решения проблемы внутри ее. И у каждого, кто хочет найти разумное в действиях власти и помочь ей укрепить законность, едко интересуются, в каком он звании и за сколько сребреников он продался.

Мне нравится российское общество. Нравится оппозиция. Они активны и защищают свои конституционные права. В переводе на простой язык это значит, что обыкновенные люди разных возрастов, полов и социальных групп идут в суды с жалобами, организуют митинги для защиты собственных интересов, воспитывают детей в духе свободы. Нам, иммигрантам, есть чему поучиться у них. Я это делаю легко с удовольствием.

Что делать? Извечный вопрос, на который есть такие простые ответы. Быть честным перед самим собой и не идти на компромиссы со злом. Это плохо и аукнется обязательно. Каждый день бить по рукам тех, кто пытается поставить себя выше закона и людей. Государство в этом нам обязательно поможет, так как анархия и коррупция являются разрушителями самой государственности. На бытовом уровне пресекать любую человеческую и чиновничью глупость и стремление перешагнуть через людей ради достижения своих целей. Еще не прогибаться перед силой, а пытаться драться. Победа делает нас сильнее, а поражение дает возможность умереть с честью. Жить по правилу "если не я, то кто".

Не я один живу вне родины без корней. Не я один хочу вернуться домой. Но вначале надо принять одно правило. Если мы сами не будем помогать нами же выбранным правителям построить нужное нам (читай, справедливое) общество, никто этого за нас делать не будет. Объяснение обязательной роли каждого индивидуума в строительстве общества, воспитание и обучение нормам морали и этики – вот первый этап помощи тем, кто волею судеб оказался на обочине. Одна власть не справится. И она нуждается в помощи каждого из нас.

Как видно, это простые истины. И их понимание совсем не сложно.