Те, кто знаком с кавказскими обычаями, с удивлением восприняли заявление предпринимателя Исы Ямадаева о примирении его семьи с Рамзаном Кадыровым. После личной встречи с президентом Чечни Ямадаев – цитата из его интервью "Интерфаксу" – "все понял и все простил".
Прежде обе стороны неоднократно обвиняли друг друга в использовании незаконных методов борьбы и причастности к различным преступлениям. В частности, речь шла об убийствах старших братьев Исы Ямадаева, Сулима и Руслана, в прошлом - полевых командиров чеченского подполья, в начале двухтысячных годов перешедших на службу в федеральные структуры власти. В конце минувшего года Иса Ямадаев, сам переживший покушение, обратился к президенту Медведеву с требованием, чтобы на членов его семьи "была прекращена охота". Своими ощущениями от этой истории с Радио Свобода поделилися чеченский журналист и политолог Руслан Мартагов:
– Вся предыстория этого конфликта даже по чеченским меркам не оставляла никаких оснований думать, что примирение состоится. Слишком много было жертв с одной стороны, плюс все предыдущие заявления Исы Ямадаева, его письмо, которое было опубликовано в "Московском комсомольце"... В общем, действительно удивительная история. Дай бог, чтобы они и в самом деле примирились.
– Чем вы объясняете то, что Иса Ямадаев неожиданно вдруг внял аргументам Рамзана Кадырова?
– Скорее всего, он внял не аргументам Рамзана Кадырова, а представителям власти. Потому что две эти семьи благодаря усилиям господина Путина были слишком политизированы. В большей степени они прислушивались не к каким-то традициям или обычаям, а к тому, чего хотят в Кремле. Захотели в Кремле, чтобы они примирились, чтобы над Кадыровым, как говорится, поменьше было угроз, вот они и заставили их примириться.
– Чеченские обычаи не всегда точно соответствуют российским законам. Однако если сейчас мы говорим о принятой у вашего народа морали, возможно ли вообще такое, что попросили старейшины – и примирились обе стороны?
– К голосу старейшин прислушиваются, когда произошло убийство по неосторожности одного человека, авария или просто случайный выстрел. В этом случае к голосу старейшин прислушиваются. Но когда шла целенаправленная охота, тут к голосу старейшин уже не прислушиваются, да и сами они в таких случаях, конечно, ради вежливости могут сказать свое слово, но вряд ли будут уверены, что к их мнению прислушаются.
– Семья Ямадаевых в чеченском обществе – это уважаемая семья?
– Была семья как семья. Просто взяли в одно время и сколотили банду, потом вышло известное постановление Путина от 12 июня 2000 года и эту семью и всех, кто был к ней приближен, стали накачивать деньгами, и вот тогда только она выросла.
– Как вы считаете, Ямадаев вернется в Чечню?
– Трудно сказать, потому что слишком много у него, у этой семьи, кровников в Чечне. Сказать, что он сейчас будет заниматься какой-то политической деятельностью... Там политической деятельностью, кроме Кадырова, никто не занимается, все остальные на побегушках. Захочет он быть на побегушках или нет, это от него зависит.
– Вы думаете, история отношений Исы Ямадаева и Рамзана Кадырова на этом заканчивается?
– Если бы были это обычные семьи, то я мог бы сказать, что да, на этом все закончено. Но здесь не тот случай.
– Можно ли произошедшее рассматривать как очередную, пусть маленькую победу Рамзана Кадырова?
– Безусловно, это его победа. На этой победе он никакой капитал себе не скопит. Имидж обеих этих семей как-то искусственно поднят, раздут. Семья Ямадаевых была абсолютно бессильна что-либо сделать или на что-то повлиять, поэтому какой-то капитал приобрести на этом Кадыров вряд ли сможет.
– Трагические события последних пятнадцати лет в Чечне повлияли на местные традиции?
– Традиции в какой-то мере сохранились, но уже не так, как это было 15 лет назад. У нас уже есть случаи, когда дети восставали против отцов, отцы против детей, и вообще гражданское противостояние у нас началось в 1991 году, с приходом к власти Дудаева. После первой войны это усугубилось идеями ваххабизма. Много у нас молодых людей, которые приняли идеи ваххабизма, а идеи ваххабизма и традиционные устои чеченского общества – безусловное почитание старших, следование приказам старших – расходятся между собой. Ваххабизм потому и опасен для чеченского общества, что он лишает его традиционных устоев. Но, к сожалению, это уже проникло в наше общество.
Кадыров руководствуется чеченскими обычаями только в той степени, в которой это помогает укреплению его личной власти. Все остальные обычаи - например, безусловная свобода каждого члена общества, его равные со всеми другими возможности иметь свое мнение, выступать со своим мнением – это все решительно пресекается. Сравнивать происходящее даже с советским обществом не приходится. В свое время советская власть, как бы мы ее сейчас ни хаяли, все-таки была властью для всех, включая номенклатуру. На сегодняшний день есть власть для общества, но абсолютно исключены из обязательств перед этой властью и сам Рамзан Кадыров, и его окружение.