26 августа открывается Монреальский международный кинофестиваль. В его конкурсной программе есть и российский участник – фильм Андрея Стемпковского "Обратное движение".
Монреальский кинофестиваль (Montreal World Film Festival) был основан в 1977 году как неконкурсный, но уже через год изменил концепцию и здесь стали вручать призы.
Российские фильмы часто удостаивались премий Монреаля. Зрители здесь смотрят фильмы на площади, под открытым небом. Это фестиваль класса "А", афиша которого состоит только из премьер. Полнометражный дебют Андрея Стемпковского – не исключение. Впервые этот фильм показали нынешним летом на "Кинотавре" (он был удостоен там премии за лучший сценарий), но международная премьера пройдет в Монреале. "Обратное движение" участвовало также во внеконкурсных программах ММКФ и выборгского "Окна в Европу". Вообще это одна из нескольких снятых в прошлом году лент, в которой затрагивается проблема межнациональных отношений и тех условий, в которых оказываются гастарбайтеры в России. Причем здесь гастарбайтер, а точнее раб – маленький мальчик.
"Обратное движение" продюсировал Михаил Калатозишвили, режиссер, сценарист, актер, автор замечательного фильма "Дикое поле", ушедший из жизни в октябре прошлого года. Всякий раз, когда Андрей Стемпковский рассказывает о своем фильме, он начинает с благодарности Михаилу Калатозишвили.
Смысл названия режиссер объясняет невнятно, ссылается на Ницше, но сюжет "Обратного движения" ясен и в изложении прост: молодой человек, считавшийся пропавшим без вести в зоне военных действий, возвращается домой, чтобы встретиться там с таджикским мальчиком, усыновленным его матерью. Мафия не собирается уступать никому ребенка, привезенного как раба, и герою приходится защищать семью. По описанию получается боевик, и в этом жанре решено самое начало фильма: белесая, будто выжженная пленка, страшный взрыв и – лицо солдата, вдавленное в какую-то горную породу (будто высеченное из камня). Говорит актер Владислав Абашин:
– Большая часть моей группы, с которой я учился в ПТУ, воевали, и они все вернулись. И то, что они были преданы государством, брошены и, в конце концов, все спились – для меня это было главное. Дань моему году, который "на мясо" отправили. Вообще, астафьевская тема: почему такие же смертные люди, как этот солдат, посылают себе подобных на убой...
Фильм достоверен и в бытовых подробностях, и в том, что касается человеческих характеров и отношений. Он окажется, кстати, вовсе не боевиком, а психологической драмой, в которой медленно и почти молчаливо разворачивается история матери, уверенной в том, что ее сын погиб на войне.
История бесконечных ее походов по инстанциям, где по стенам висят портреты Путина, а за столами сидят равнодушные начальники. История о том, как долго она присматривается к маленькому приблудившемуся ребенку, понемногу начинает о нем заботиться, его жалеть. А в этот момент домой возвращается сын. Отношения родного сына и приемыша развиваются сложно: от ревности, страха, взаимной подозрительности, неприязни – к тому, что зовется мужским братством.
"Обратное движение" при этом снято в эстетике, характерной для братьев Дарденнов: режиссера волнуют не столько действия, сколько их мотивация и последующая реакция на них, причем реакция выражена не в сильных эмоциональных всплесках, а в долгих паузах, взглядах. Актриса Ольга Демидова объясняет:
– Когда у человека очень большое горе, оно тихое. И я считаю, что это намного сильнее, чем все диалоги. Если бы мы много говорили, если бы мы играли страсти, это было бы не так сильно. Тишина выше боли.
Процитируем Гарольда Пинтера: "Неважно, что он говорил, важно, как он сидел". По идее, выбранная режиссером стилистика должна затруднять восприятие, но в картине Андрея Стемпковского довольно умело соблюден баланс: внимание зрителей, с одной стороны, удерживает жесткая детективная конструкция, с другой – ему предоставлена возможность прочувствовать происходящее с каждым из действующих лиц.
К сожалению, в финале действие все-таки скатывается в боевик: защищая мать, герой идет разбираться с обидчиками, уничтожает их и погибает сам. Человек, пришедший с войны, не приспособлен к мирной жизни – мысль понятная, но давно уже растиражированная. Будем надеяться, что это обстоятельство все же не помешает канадским зрителям и членам международного жюри Монреальского фестиваля оценить по достоинству эту ленту.
Монреальский кинофестиваль (Montreal World Film Festival) был основан в 1977 году как неконкурсный, но уже через год изменил концепцию и здесь стали вручать призы.
Российские фильмы часто удостаивались премий Монреаля. Зрители здесь смотрят фильмы на площади, под открытым небом. Это фестиваль класса "А", афиша которого состоит только из премьер. Полнометражный дебют Андрея Стемпковского – не исключение. Впервые этот фильм показали нынешним летом на "Кинотавре" (он был удостоен там премии за лучший сценарий), но международная премьера пройдет в Монреале. "Обратное движение" участвовало также во внеконкурсных программах ММКФ и выборгского "Окна в Европу". Вообще это одна из нескольких снятых в прошлом году лент, в которой затрагивается проблема межнациональных отношений и тех условий, в которых оказываются гастарбайтеры в России. Причем здесь гастарбайтер, а точнее раб – маленький мальчик.
"Обратное движение" продюсировал Михаил Калатозишвили, режиссер, сценарист, актер, автор замечательного фильма "Дикое поле", ушедший из жизни в октябре прошлого года. Всякий раз, когда Андрей Стемпковский рассказывает о своем фильме, он начинает с благодарности Михаилу Калатозишвили.
Смысл названия режиссер объясняет невнятно, ссылается на Ницше, но сюжет "Обратного движения" ясен и в изложении прост: молодой человек, считавшийся пропавшим без вести в зоне военных действий, возвращается домой, чтобы встретиться там с таджикским мальчиком, усыновленным его матерью. Мафия не собирается уступать никому ребенка, привезенного как раба, и герою приходится защищать семью. По описанию получается боевик, и в этом жанре решено самое начало фильма: белесая, будто выжженная пленка, страшный взрыв и – лицо солдата, вдавленное в какую-то горную породу (будто высеченное из камня). Говорит актер Владислав Абашин:
– Большая часть моей группы, с которой я учился в ПТУ, воевали, и они все вернулись. И то, что они были преданы государством, брошены и, в конце концов, все спились – для меня это было главное. Дань моему году, который "на мясо" отправили. Вообще, астафьевская тема: почему такие же смертные люди, как этот солдат, посылают себе подобных на убой...
Фильм достоверен и в бытовых подробностях, и в том, что касается человеческих характеров и отношений. Он окажется, кстати, вовсе не боевиком, а психологической драмой, в которой медленно и почти молчаливо разворачивается история матери, уверенной в том, что ее сын погиб на войне.
История бесконечных ее походов по инстанциям, где по стенам висят портреты Путина, а за столами сидят равнодушные начальники. История о том, как долго она присматривается к маленькому приблудившемуся ребенку, понемногу начинает о нем заботиться, его жалеть. А в этот момент домой возвращается сын. Отношения родного сына и приемыша развиваются сложно: от ревности, страха, взаимной подозрительности, неприязни – к тому, что зовется мужским братством.
"Обратное движение" при этом снято в эстетике, характерной для братьев Дарденнов: режиссера волнуют не столько действия, сколько их мотивация и последующая реакция на них, причем реакция выражена не в сильных эмоциональных всплесках, а в долгих паузах, взглядах. Актриса Ольга Демидова объясняет:
– Когда у человека очень большое горе, оно тихое. И я считаю, что это намного сильнее, чем все диалоги. Если бы мы много говорили, если бы мы играли страсти, это было бы не так сильно. Тишина выше боли.
Процитируем Гарольда Пинтера: "Неважно, что он говорил, важно, как он сидел". По идее, выбранная режиссером стилистика должна затруднять восприятие, но в картине Андрея Стемпковского довольно умело соблюден баланс: внимание зрителей, с одной стороны, удерживает жесткая детективная конструкция, с другой – ему предоставлена возможность прочувствовать происходящее с каждым из действующих лиц.
К сожалению, в финале действие все-таки скатывается в боевик: защищая мать, герой идет разбираться с обидчиками, уничтожает их и погибает сам. Человек, пришедший с войны, не приспособлен к мирной жизни – мысль понятная, но давно уже растиражированная. Будем надеяться, что это обстоятельство все же не помешает канадским зрителям и членам международного жюри Монреальского фестиваля оценить по достоинству эту ленту.