Финансовый аналитик Андрей Сотник – о реанимации Rosukrenergo

Недавно Украина подтвердила решение Стокгольмского арбитража по иску трейдера Rosukrenergo (Rosukrenergo, как известно, на 50% принадлежит "Газпрому"). Теперь и по решению украинского суда компания "Нафтогаз Украины" обязана вернуть Rosukrenergo 12,1 млрд кубометров газа до 1 сентября или в другой срок, согласованный сторонами. Судя по всему, это изменит судьбу Rosukrenergo компании с неоднозначной репутацией.

Сейчас аналогичный объем газа стоит около 3 млрд долларов. Если Rosukrenergo получит газ, компания сможет восстановить свой бизнес в Европе, полностью утерянный после российско-украинского газового конфликта начала 2009 года, заявляют эксперты. Значит ли, что Rosukrenergo вновь станет полноправным посредником в российско-европейской газовой торговле? На этот и другие вопросы в интервью Радио Свобода ответил финансовый аналитик Андрей Сотник.

- Итак, скандально известная компания Rosukrenergo, которую так долго и упорно пытались отстранить от торговли российским газом, восстановлена в правах. Получается, все усилия Юлии Тимошенко и прочих участников процесса освободиться от посредника оказались бессмысленными: Rosukrenergo жива и будет жить?
По российскому телевидению прошла забавная картинка: на тушение пожаров вылетел самолет, управляемый человеком, не имеющим не только должных документов, но и никаких практических навыков. Примерно так же российская сторона пытается урегулировать ситуацию с Rosukrtnergo.


- Не все так просто, как кажется некоторым российским и украинским экспертам.

- Какие сложности? Есть решение Стокгольмского суда, которое придется выполнить…

- Да, решение третейского суда есть. Но дело не в нем, а в его российско-украинских интерпретациях. А вот тут у меня есть вопросы. Стокгольмский коммерческий арбитражный суд, напомню, принял решение о восстановлении деятельности Rosukrenergo путем реанимации всех подписанных ранее контрактов (арбитраж перечисляет три контракта из пяти, послужившие предметом спора в данных арбитражных разбирательствах). Я бы хотел отметить как минимум два чрезвычайно важных обстоятельства этого "восстановления статус-кво на начало 2009 года".

Первое. Rosukrenergo исключительно сама никогда и ничего потребителям не поставляла: бывало, что в одну и ту же страну часть газа шла напрямую через саму Rosukrenergo, а часть (по более низким ценам) через цепочку посредников.

- Подождите, но Rosukrenergo сама была посредником...

- Все так. Но в своих операциях компания использовала сложную сеть аффилированных структур. И что интересно: поставляемый через "посредников второго ряда" газ всегда был чуть-чуть дешевле (долларов этак на 10 или на 20), чем прямые его поставки через Rosukrenergo.

И еще интереснее: эти "посредники второго ряда" никогда не являлись полными владельцами заработанных на поставках газа денежных средств, т.к. обязательно инвестировали часть выручки в те или иные объекты недвижимости.

- Какое все это имеет отношение к решению Стокгольмского суда и к судьбе Rosukrenergo?

- Самое прямое. Корректное исполнение решений Стокгольмского суда по поводу восстановления бизнеса Rosukrenergo означает не столько передачу компании ранее отнятого у нее газа, сколько возврат бизнеса всех составных частей системы Rosukrenergo в то состояние, в котором они находились в начале 2009 года. А вот здесь – серьезные подводные камни.

- Что вы имеете в виду?

- Попробую объяснить на примере одного из устойчивых партнеров Rosukrenergo – венгерской фирмы Emfez Kft. В начале 2009 года это был самый крупный частный поставщик газа в Венгрии и Польше, а вот позже с ней произошли странные метаморфозы. Считалось, что Emfez полностью принадлежит кипрской компании (Mabofi Holdings). Однако в 2009-м неожиданно выяснилось, что владелец Emfez – швейцарская RosGas AG (зарегистрирована в конце 2008 года в Цюрихе под другим именем, затем в течение нескольких недель сменила как наименование, так и бизнес-адрес – на Цуг). Этот сюрприз со сменой кипрского собственника получил немедленную оценку западного правосудия – в Венгрии было возбуждено уголовное дело, а суд Швейцарии запретил RosGas какие-либо действия в отношении прежней венгерской компании. Полагаю, что основанием для этого послужили более чем странные операции по конфиденциальному "уводу" активов венгерской компании от кипрского учредителя через сейшельские и другие офшоры. Изучая эти операции, суды вполне могли установить, что заработанные "посредниками второго ряда" валютные средства нередко инвестировались в объекты недвижимости. В частности – часть средств, заработанных на экспорте газа, инвестировалась в электроэнергетику Украины и Молдовы.

- Чем это грозит Rosukrenergo?

- Тем, что придется "расшифровать" все конфиденциальные операции по урегулированию газовой задолженности между Москвой и Киевом. А вот к этому, как мне кажется, ни Rosukгenergo, ни все ее партнеры, совсем не готовы. Как не готовы и исправлять те грубые ошибки, которые были допущены в смене владельца венгерского трейдера, где активную роль играли бывшие чекисты.

- Что из этого следует?

- Только то, что так просто вернуть на газовый рынок Rosukrenergo не смогут. Есть венгерский суд, есть швейцарский суд. И они еще скажут свое слово. И замолчать эту проблему, так же как и частично, а не полностью выполнить решения Стокгольмского суда, не удастся!

- В таком случае чем объясняется тот оптимизм в отношении Rosukrenergo, который наблюдается в России?


- Совсем недавно по российскому телевидению прошла весьма забавная картинка: на тушение пожаров вылетел самолет, управляемый человеком, не имеющим не только должных документов, но и никаких практических навыков. Примерно так же российская сторона пытается урегулировать ситуацию с Rosukrеnergo.