Две комнатенки в подвальном помещении на Пятницкой в Москве. Именно туда приносят добровольцы бензопилы, кирзовые сапоги, консервы, в общем, все, что может понадобиться людям, которые до сих пор ночуют в палатках и тушат пожары. Ведь несмотря на все заверения МЧС, пожары продолжаются.
Из комнаты в комнату снуют сотрудники фонда «Справедливая помощь». Их всего пять человек. Руководит этим делом Елизавета Глинка, известная в блогосфере под ником доктор Лиза. Недавно ее фонду исполнилось три года. На дне рождения побывал спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Принес пожарные шланги и 8 букетов цветов. Это послужило поводом для настоящей травли доктора Лизы со стороны партии «Единая Россия». Единороссы обозлились на то, что Елизавета Глинка отказала им в комментарии по поводу работы штаба добровольцев, и руками, вернее, словами «экспертов» обвинили ее в политической ангажированности. Дескать, работает под прикрытием Сергея Миронова, объяснили ее поступок (проступок?) внутрипартийной дисциплиной и еще чего только там не наговорили про доктора Лизу политологи и журналисты, среди которых Владимир Соловьев и Михаил Леонтьев. Чтобы проверить, действительно ли там негласно располагается центр «Справедливой России», а не фонд «Справедливая помощь», я поехала на встречу с доктором Лизой.
«Говорить будем здесь, больше негде», - с порога заявляет мне доктор, кивком головы приглашая за стол, заваленный продуктами, бумагами, кружками, записками. Очень уютная кухня.
Сразу переходит на «ты». В руке – сигарета, голос охрипший. Взгляд напряженный. «Ты откуда?» - «С Радио Свобода» - «А, ну садись».
Спрашиваю о скандале, говорить не хочет. Боится, как бы хуже не вышло, не за себя боится, за своих сотрудников, за работу, на организацию которой потратила столько душевных сил и человеческого труда. «С Сергеем Мироновым дружу просто как с человеком, мне все равно, из какой он партии», - устало бросает.
- А с кем еще из политиков дружите? -
- Хватит.
– С вас политики хватит?
- Да, все. Достаточно, - отрезает. - Пойдем, посмотришь, - и ведет меня в две комнатенки, забитые до отказа гуманитарной помощью.
Пока я фотографирую, приходит в подвал Зинаида Васильевна. Вот такая старушка.
Зинаида Васильевна принесла пальто. Синее, с яркими черными пуговками, почти не ношенное. Кому нужно будет, отдайте, - говорит. Взамен отказывается принимать что-либо - лекарства там, еду, - не для этого ведь пришла.
Когда-то доктор Лиза кормила на вокзале 30 бездомных и бедных. Теперь их 300. О горячем бесплатном обеде по средам у Павелецкого вокзала возле помойки прознали старушки. Теперь вот ходят, пенсии у них не всегда на мясо хватит. Что Елизавета Глинка будет делать, когда желающих станет тысяча, – пока не знает. Решает проблемы по мере поступления. Пока на еду хватает.
А когда свои посты в ЖЖ пишите? – спрашиваю у доктора Лизы. – По ночам, – отвечает.
Вот думаю, неужели неймется, когда видно, что люди просто делают свое дело? Без демагогии, лишних движений и пиара. Как же это так, это ведь не по-нашему, тут что-то есть. Наверняка какие-то силы заставляют доктора Лизу раз в неделю кормить на вокзале бездомных, перевязывать больных, обустраивать бывших заключенных. Почти каждый божий день торчать в фонде, принимая от добровольцев то бензопилы, то мотопомпы, то противогазы, то старые ботинки, здесь же опять перевязывать больных, кормить старушек. Не может она просто так это делать! А-а, Сергей Михайлович рядом был замечен: ну, значит, доктор Лиза выполняет заказ партии «Справедливая Россия». Иначе непонятно.
Мне понятно. Поэтому, честно говоря, у меня были совсем другие вопросы к доктору Лизе, когда я шла на встречу. Вернее, вопрос-то как раз тот же самый: зачем ей все это нужно – только он меня интересовал, как бы это сказать, с общечеловеческой точки зрения, что ли. Доктор Лиза ведь занимается в первую очередь людьми, а не пожарами. И одно из основных направлений деятельности фонда – паллиативная медицина. Вот что читаем на сайте фонда «Справедливая помощь»:
Девятилетний мальчик, спокойно говорящий: «А мама скоро умрет»...
Сжатые до побелевших костяшек на пальцах кулаки мужчины, у которого уходит в муках близкий человек.
Глаза матери, теряющей своего ребенка. Её слова, обращенные ко мне: «Скажите мне, что он не умирает. Ну, скажите!..»
Больная из Новгородской области, каждый месяц пишущая письма, в которых благодарит за присланные памперсы и за то, что не лежит теперь мокрой.
Другое письмо - от родителей инвалида: «Нам не поможет никто. Простите нас за то, что беспокоим...»
Плачущая девочка 15 лет, сидящая среди вещей умирающей матери, держащая в руке открытку, полученную на день рождения 10 лет назад. На открытке печатными буквами написано: «Анечка. Тебе пять лет. Расти самой счастливой. Твоя мама».
Бездомные - брошенные семьями, государством и обществом, бессильные и отчаявшиеся: «Помогите, я больше не могу!»
Письмо от Н., потерявшего любимого человека: " Елизавета, если рай на земле, то какой тогда Ад?"
Это наши больные. Те, которых не видно на улицах, или те, от кого отворачиваются почти все.
Вам больно? Мне – да.
Вот зачем ей все это? Пропускать через себя всю эту невыносимую человеческую боль, видеть результат людской ненависти и равнодушия, смотреть в глаза умирающих людей. Хочет быть второй матерью Терезой? Хочет распространить свою веру? Личные обстоятельства направили на этот путь? А может, личные грехи не дают покоя? Но я эти вопросы ей не задала. Они исчезали один за другим, пока я сидела и говорила с ней за кухонным столом в подвале. Доктор Лиза просто делает работу. Работу, которую страстно, беззаветно любит.
Бог в помощь тебе, доктор Лиза.
Всем, кто хочет помочь, ЖЖ доктора Лизы в интернете: http://doctor-liza.livejournal.com/
Всем, кто хочет послушать полностью интервью – дождитесь этой субботы )) Оно прозвучит в моей программе «Третий сектор». Как обычно, в 18 часов.
UPD: я ведь в среду - дежурная по сайту )) Думаю обсудить тему милосердия и благотворительности. Присоединяйтесь. Как вы считаете, почему одни бросают своих детей на произвол судьбы, тушат о бездомных сигареты и зверски избивают, а другие, рискуя жизнью, тушат пожары (и эти самые сигареты) или снимают с себя последнее пальто, вот как Зинаида Васильевна. Буду вас ждать.