Кризис гречки

"Гречки нет" - популярная надпись на полках магазинов

В российской блогосфере обнаружился новый тренд. Вот уже некоторое время в блогах обсуждают не столько события, высказывания и позиции, сколько продукты питания. Продукты всплывают не в связи с какой-то темой, а наоборот определяют сюжет ее развития. Яркий пример обнаруживаем в блоге портала "Соль" – писатель Андрей Левкин выясняет, почему запрет на ночную продажу крепкого алкоголя в Москве не вызвал в обществе почти никакой реакции. Выясняет, рассуждая о пиве:

Партия любителей пива победила со своим пивасиком, вот что. И эта победа круче, чем успех большевиков-коммунистов и вертикали власти. Все эти "Кто идет за Клинским?", "Надо чаще встречаться" и "Пиво с мужским характером" хоть и ушли из эфира, но — победив. Что это значит? Сменилась российская цивилизация, да. Стала не водочной, а пивной.

Может, именно это и затрудняет сейчас описание действительности? Вот все какая-то ерунда, а ньюсмейкеры бормочут не пойми что? А это уже просто пришли к власти пивные люди. Пришли, распространили свои вкусы на общество и создали свое пивное население. Теперь все и будет таким ленивым, равномерным, со склонностью к расслабленности, лишнему весу и совершенно без шансов на чей-нибудь безумный огонь в очах. Размах всевозможных шараханий уменьшается, бездны исключены из обихода, равно как и озарения. Еще немного и даже классическая русская литература станет совершенно непонятной. Все разгладится и самоумиротворится...


В полном соответствии с новым трендом классическую проблему капитализма российские блогеры обсуждали вчера исключительно на материале гречки. Журналы полнились заметками о повсеместном ее подорожании. Почему интернет-сообщество взволновала именно эта отдельно взятая крупа, рационально объяснить невозможно. Пишет пользователь drugoi:

ЧуднАя у нас страна, все-таки. То соль пропадала, помню. Теперь вот какие-то проблемы с гречкой, говорят. Зашел сейчас в ближайший от меня магазин. Цену на гречку подняли неделю назад. На тридцать рублей, как сказала кассирша. Потому что поднялась оптовая цена. Гречку привозят со склада где-то в Подмосковье. Управляющий говорит, что склад его оптовика этой гречкой забит под завязку. Хоть завались этой гречкой. Хоть выкладывай этой гречкой дорогу до Владивостока. Но пошла волна, и на этом оптовом складе тоже подняли цены. Почему, зачем — никто не понимает.

Некоторый свет на проблему пролил прокремлевский политолог Павел Данилин – он выступил у себя в ЖЖ с притчей "Гречка и совесть" :

Два магазина друг против друга. Через дорогу. В одном гречка - 40, в другом, такая же - 70. Разговорился с продавцом второго магазина. Говорю:
- А чо у вас так дорого, а у соседа дешево.
- Так у соседа совесть есть, а у нашего хозяина нету. Да и мозгов тоже. Закупка еще не проходила, и подорожание по закупке небольшое. Зато на волне слухов сейчас все делают свой маленький гешефт.
- А чего сосед не делает?
- А у него все все равно сегодня разберут. Он на объеме прибыль сделает. А у нас вот только такие как вы, правдоискатели ходят.


***
На сайте бостонского журнала о международной политике The Atlantic идет масштабная дискуссия о возможности авиаударов по ядерным объектам Ирана. Поводом к ней стала центральная статья сентябрьского номера "Точка невозврата". Автор статьи Джеффри Голдберг беседовал с десятками израильских и американских политиков высшего уровня, выясняя, существует ли возможность силового решения конфликта вокруг иранской ядерной программы. Ссылаясь на экспертные прогнозы о том, что Иран может стать обладателем ядерного оружия уже в следующем году, Голдберг спрашивал: какова вероятность, что Израиль нанесет авиаудар по иранским ядерным объектам без ведома США? Вероятность такого исхода, по мнению автора, превышает 50 процентов. К дискуссии подключились десятки блогеров и экспертов по Ближнему Востоку.

По мнению профессора Университета Джорджа Вашингтона Марка Линча, нынешняя позиция Израиля неффективна, даже если это только способ оказать политическое давление на Иран:

Можно предположить, что [воинственный настрой Израиля] – блеф, и угроза применения силы является дипломатической уловкой: Израиль играет роль плохого полицейского, а США – хорошего. Однако такой подход будет работать, только если отношения между Израилем и США будут строиться на доверии. Именно для обеспечения прозрачности администрация Обамы проводит так много консультаций с израильской стороной, причем на самом высоком уровне. Предположения Голдберга о том, что израильские власти все равно рассматривают возможность одностороннего принятия решения, подрывает это доверие. Парадоксальным образом, это не помогает, а мешает американской стороне оказывать эффективное дипломатическое давление на Иран.


По мнению блогеров портала ForeignPolicy.com Флинта и Хиллари Леверетт, Израиль неправильно оценивает уровень исходящей от Ирана угрозы и сам является серьезным дестабилизирующим фактором в регионе.

Израильская сторона воспринимает иранскую ядерную программу как проблему, потому что ядерное оружие в руках Ирана будет для Израиля сдерживающим фактором, ведь Израиль оставляет за собой исключительное право наносить превентивные авиаудары по собственному усмотрению. В мае отставные израильские военные и дипломаты провели игровую реконструкцию ситуации, при которой Иран становится обладателем ядерного оружия. В результате они пришли к выводу, что сам факт обладания Ираном ядерным оружием не угрожает существованию государства Израиль, однако снижает его военную автономию. Желание Израиля обладать такой автономией можно понять. Однако в данном конфликтном регионе это стремление само по себе оказывается фактом нестабильности и источником возможных конфликтов.