Последние юбилейные даты августовского календаря

Дмитрий Савицкий

ДС:- В семье духовых джазовых инструментов есть довольно редкий и, отнюдь не Роланду Кёрку принадлежащий, flumpet. На флампете играл трубач и флюгельгорнист Артур Стюарт Фармер, который, вместе с Каунтом Бейси, Уейном Шортером, Кенни Дрю и Джимми Роулсом, закрывает джазовый календарь августа.

В Саратове и Ростове, Кемерово и Москве, Томске и Уфе, во Владивостоке и Питере – вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на разновеликих частотах «Свободы» и с сайта радиостанции svobodanews.ru. У микрофона в Париже – ваш ДС.

Green Witch

ДС: «Green Witch», «Зеленая Колдунья», композиция Хорста Малбрадта. Арт Фармер – флюгельгорн; Ян Шаффер – гитара; Ред Митчелл – контрабас; Сабу Мартинез – перкашн и Исланд Остланд – ударные. Стокгольм, 74 год.

Арт Фармер родился 21 августа 28 года в Консил-Блаффс, штат Айова, но рос в пыльном, раскаленном аризонском городке Финикс. Вся семья Фармеров была чрезвычайно музыкальной. Арт в шесть лет уселся за пианино, потом взял в руки скрипку, которую, наконец, променял на трубу. В 45 году семья переехала в Лос-Анджелес и Арт, вместе с братом-близнецом Эдисоном, начал играть в местных оркестрах.

Братья были настолько похожи, что однажды канадский музыкальный критик и поэт-песенник Джин Лиз не удержался и спросил:

- Скажи Арт, как вы друг друга отличаете? То бишь: кто есть кто?

- Очень просто, ответил Арт. Утром, когда я просыпаюсь, я хватаю контрабас и, если оказывается, что я на нем не умею играть, значит, я – трубач Арт Фармер, а не контрабасист Эдисон Фармер…

Come Rain or Come Shine

ДС: «Come Rain or Come Shine», «В дождь и в солнечном сиянии», стандарт Арлена и Мерсера. Тот же состав комбо Арта Фармера, но сам Арт на этот раз на трубе. Стокгольм, 74 год. Диск Арта «Спящая пчела».

Арта Фармера, как и Кларка Терри оценили не сразу. Он популяризировал флюгельгорн и играл, практически, в стиле би-боп, сохраняя при этом крайне индивидуальную лиричность.

Он играл с Бенни Картером, Джейем МакШаном, Уорделом Грейем, Лайонелом Хемптоном, Хорасом Сильвером, Квинси Джонсом, Джерри Маллиганом, Бенни Голсоном и Джорджем Расселом. Он много записывался и, увы, подчас выпускал весьма коммерческие диски. В 68 году он поселился в Вене, где вошел в состав оркестра Австрийского Радио, но часто возвращался в США.

Владимир Мак из Иерусалима пишет на сайте Джаз.Ру о летних джазовых фестивалях в Израиле:

«Фестиваль Израиля» — самый большой и самый старый (если можно так говорить о стране, которой всего 62 года) форум искусств, в котором традиционно представлена весьма авторитетная джазовая составляющая. Этот год не стал исключением: в Иерусалим приехали «Новый квартет Чарльза Ллойда», Folk Art Quintet Джо Ловано и трио Анджея Ягодзинского. Чарльз Ллойд — одна из самых постоянных фигур в джазе последних почти пятидесяти лет. «Постоянных» не в смысле музыкальных взглядов и не в смысле привязанности к партнёрам. Это меняется. Музыка Ллойда может быть агрессивной и медитативной, тонально-мелодической или сплошь диссонантной, ориентированной на чёрный блюз или на дальневосточные интонации… Партнёры меняются раз в несколько лет, их список — одно из самых ярких джазовых созвездий: Джаретт, Петруччиани, Свенсон, Джери Аллен — это только пианисты, остальными именами не буду (вас) перегружать. Где же постоянство? В абсолютной свободе. Ллойд — один из самых свободных, отдающихся без остатка музыке, художников. Это мы слышим на его концертах постоянно, и последнее выступление в Иерусалиме (лично для меня — третье живое свидание с Ллойдом) не стало исключением. Партнёры — как всегда, потрясающие. Пианист Джейсон Моран, басист Рубен Роджерс и барабанщик Эрик Харланд — каждый из них заслуживает отдельных длинных дифирамб, но поём мы их сегодня Ллойду. Вначале на сцену вышли три вышеназванных музыканта, с иголочки одетых, затем появился маэстро, напоминающий одеждой, походкой и выражением лица городского сумасшедшего. Собственно, таким Ллойд и является в современном искусстве, где всё на продажу, где понты звучат громче нот. (…)

«Folk Art» Джо Ловано признан лучшим альбомом прошлого года, а сам Джо — лучшим тенор-саксофонистом, и это вызывало особый интерес к концерту. (…) Трио Ягодзинского играло «джазового» Шопена, посвящая концерт 200-летию великого композитора и пианиста. (…) Местные израильские мероприятия событиями не стали, хотя можно отметить два хороших концерта Деборы Браун с израильско-российским аккомпанементом (Роберт Анчиполовский — Яков Окунь — Виталий Соломонов — Арали Каминский) и успешные гастроли американских кубинцев, братьев Родригес, (трубача и пианиста) с израильской ритм-секцией».

Это новости Владимира Мака из Иерусалима, опубликованные на сайте Джаз.Ру.

Вы слушаете «Время Джаза» LIVE или в подкасте с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона ваш – ДС

Freckle Face

ДС: - «Freckle Face», «Веснушчатое лицо», Нэстико и Митчела. Большой оркестр Каунта Бейси на гастролях в Японии в мае 78 года.

Уильям Билл (Каунт, Граф) Бейси, пианист, органист, бандлидер, родился, как и Арт Фармер 21 августа, но 1904 года в Ред Бэнк, Нью-Джерси. В юные годы он был тапером в кино, благо оно было немое, но пианино, на котором он играл с необычайно легкостью, он хотел променять на барабанные палочки.

В двадцать лет будущий Граф, шатаясь по Гарлему, благо он поселился в двух шагах от Alhambra Theater, познакомился с ударником оркестра Дюка Эллингтона Сонни Гриром, который так же был родом и Ред Бэнка. Грир (в не совсем мягкой манере) посоветовал Бейси забыть про барабаны и литавры, а играть на фортепьяно. Через Грира Бейси вышел на двух великих пианистов стиля «страйд» - Джеймса П. Джонсона и Фэтса Уоллера. Вскоре он начал играть в гарлемских комбо, то у Сонни Грира, то у Джона Кларка. В 27 году Бейси переезжает в новорожденную столицу джаза – Канзас-сити. Он играет у Уолтера Пейджа в его «Blue Devils», а затем у Бенни Мотена. После смерти Мотена в 35 году Каунт Бейси вместе с музыкантами его оркестра собирает свой первый состав.

Blues For Nat Cole

ДС: «Blues For Nat Cole», «Блюз для Нэта Коула» - совместное произведение Каунта Бейси, рояль, и Зута Симса – тенор-саксофон; Джон Хиерд играл на контрабасе и Луи Белсон – на ударных. 9 апреля 75 года, студия звукозаписи RCA, Нью-Йорк.

Американская писательница, культуролог и музыковед Ли Баркли выпустила новую книгу о ее родном городе, Новом Орлеане: «What Can’t Be Lost», «То, что невозможно потерять». Книга, вышедшая в издательстве Луизианского университета «Lafayette Press», рассказывает о таких субкультурах новоорлеанских ежегодных празднествах, как Mardi Gras (вторник на Масленой Неделе), причем о - Черной Индейской Mardi Gras секретного общества индейцев, появляющихся на фестивале в масках. Этой традиции более двухсот лет. В книге есть глава посвященная вожакам парадов, которые обычно руководили марширующими оркестрами с высоты гарцующего коня. Есть и глава о музыкантах джаза, игравших марши и джазовую музыку эпохи – на ходу. И само собой, после новоорлеанской катастрофы, после наводнения, Ли Баркли пишет и том, как в наши дни новоорлеанцы пытаются сохранить историю города, его культуру и его исторические места.

«What Can’t Be Lost» проиллюстрирована фотографиями современного новоорлеанского фотографа Кристофера Порше Уеста.

Вы слушаете еженедельное, неизменно свингующее, «Время джаза». На частотах «Свободы» и LIVE с сайта радиостанции svobodanews.ru. У микрофона в Лютеции, ваш ДС.

Armageddon

ДС: «Armageddon», Уейна Шортера.

Сорри, Уейн! Но это пальцем в небо! Ваш учитель – Джон Колтрейн – мог бы назвать одну из своих пьес по имени горы Мегиддо на севере Израиля, где должна по мнению «некоторых» состоятся битва конца света, но эта, вполне хард-биповая пьеска, все же линеарна, вытянута в длину самой темы и в целом не дотягивает до названия…

Но музыканты - все явные призывники Судного Дня и Последней Битвы, когда будут уничтожены полчища Гога, (антихриста в понимании христиан). Именно здесь фараон Тума-3й разбил ханаанских царей в 15 веке до нашей эры. Реванш, как говорят, будет последним.

С Уейном – тенор-сакс; играли Ли Морган – труба; Макой Тайнер (еще один наследник Трейна) – рояль; Реджиналд Уоркмен – контрабас и Элвин Джонс – ударные.

Руди ван Гельдер, великий друг очкариков, записал этот диск «Ночной Мечтатель» в 64 году. Это был первый альбом Шортера на «Блю Ноут».

Уейн родился 25 августа 33 года в том же штате, где и творил ван Гельдер – в Нью-Джерси. Нынче ему исполнилось – 77 лет.

В октябре Уейн Шортер приезжает с гастрольным туром во Францию. Он будет играть на юге недалеко от Тулузы, в Бланьяке 20 октября, в Марселе 21-го, на границе с Бельгией в Туркуане 23-го и затем, 26 октября, в парижском театре Шатле. Цена билетов от 28 до 55 евро.

Несколько малоизвестных деталей. Первая жена Шортера была японкой. Шортер буддист и принадлежит к самой крупной японской буддистской школе Нитирэн-сю. Он развелся с женой Терюка Накагами в 64 году и женился на Анне Марии, которая погибла в авиакатастрофе 96 года. Анна Мария и две ее племянницы направлялись в Италию, где выступал Уейн Шортер. В 99 году Шортер женился на Каролине Дос Сантос, близкой подруге его покойной жены. Некоторые биографы утверждают, что Шортер страдает от одной из формы шизофрении. Сам он об этом никогда не упоминал, но у него есть диск и композиция под названием «Schizophrenia». Уейн Шортер девять раз был удостоен премии «Grammy».

Atlantis

ДС: «Atlantis», «Атлантида», отрывок из композиции Уейна Шортера – тенор-саксофон; Данило Перез – рояль; Джон Патитуччи – контрабас и Брайэн Блейд – ударные. Запись была сделана во время концерта в марсельском театре Jardins Palais Longchamps 24 июля 2001 года.

Я позволю себе объяснить радиослушателям, которые перестали получать от меня имейлы, что же происходит на самом деле. Мой электронный адрес изменился, так как мой прежний вот уже два года используют спамеры, что приводит к потери части (и не малой) корреспонденции. Адрес изменился лишь на одну точку. Теперь он пишется ds.jazz49@orange.fr . Вы найдете этот же новый адрес на сайте радио в рубрике «О нас/ Авторы» и на моем сайте: http://dsavicky.narod.ru/ . Печально констатировать тот факт, что большая часть электронного потока, почты, занята СПАМом, но когда от вашего имени рекламируют виагру, сиалис и ливитру или же поддельные швейцарские часы, а то и просто девичьи услуги, становится слега не по себе…

Вы слушаете «Время Джаза» на средних и коротких, а так же с нашего сайта svobodanews.ru LIVE или в подкасте. У микрофона в Париже ваш ДС. Огромное спасибо за ваши щедрые комментарии, оставленные на нашем сайте…

All Blues

ДС: «All Blues», «Все блюзы», стандарт Майлза Дейвиса. Кенни Дрю – рояль; NHO Педерсен – контрабас и Элберт «Тути» Хис – ударные. 22 мая 1974 года. Дания.

Кеннет Сидни Дрю родился в Нью-Йорке 28 августа 1928 года. Увы, он менее известен, чем пианисты его поколения. А меж тем он дал свой первый концерт в восемь лет, а первый диск с трубачом би-бопа Хоуардом МакГи выпустил в 22 года. Классическое образование не помешало Кенни ворваться в бибоп и хард-боп со скоростью пригородной электрички. Ему довелось играть с «Птицей» Паркером, Коулменом Хокинсом, Лестером Янгом, Бадди ДеФранко, а позже, после того, как он обосновался в Копенгагене, с Беном Уебстером, Декстером Гордоном, Джонни Грифином, Сонни Роллинсом, самим Джоном Колтрейном, аккомпанировать Чету Бейкеру. Кенни играл мощными блоками при этом умея с особой элегантностью уступать место солистам. В поздние годы его правая рука вошла во вкус все более усложнявщихся, полных намеков фраз.

Удивительно, но эта самая крайняя скромность Кенни и является виной его относительно скромной (даже по сравнению с Томми Фленеганом) известности.

Но расстанемся мы под любимую тему, исполняемую, я бы сказал то ли с толикой маньеризма, то ли почти капризно, совсем иным пианистом:

Take The A Train

ДС: «Take The A Train» - все та же линия метро «Эй» и та же дорога в Гарлем на Sugar Hill, Сахарный Холм, что занимает приличный блок между 145 и 155 улицами Манхеттена; добавим авеню Амстердама.

За роялем пианист (который был скорее известен как аккомпаниатор, аккомпанировал Билли Холидей, Пегги Ли, Элле Фитцджеральд и даже Дайане Кролл) – Джимми Роулес, которому 19 августа могло бы исполниться 92 года, не свали он в вечную самоволку в мае 96-го…

Кенни Дрю и Джимми Роулес похожи тем, что они сами себя отправили, если и не во второй ряд, то куда-то ближе к заднику сцены. А меж тем они заслуживают самого пристального внимания, если вы, конечно, не пользуетесь слуховыми аппаратами марки «Акустик»…

За сим позвольте раскланяться: я снова буду в вашей компании ровно через неделю. Если же вы проспали это, восьмидесятое, «Время Джаза» вы найдете его на сайте svobodanews.ru. Всех вам благ, удачной недели, чао, бай-бай!