Смерть разведчика

Полиция у дома, где жил Гарет Уильямс

В Великобритании продолжается широкое обсуждение загадочного убийства сотрудника британской разведки Гарета Уильямса. Расследование его убийства обрастает новыми таинственными обстоятельствами и слухами.

Самое странное в деле об убийстве шифровальщика Штаба правительственной связи, тесно сотрудничавшего с британской внешней разведкой МИ-6, состоит в том, что за прошедшие шесть дней с момента, когда его тело было обнаружено в спортивной сумке в ванной комнате его квартиры, полиция так и не смогла определить ни время, ни способ убийства. На теле Уильямса не было никаких следов насилия. Вскрытие также не смогло точно установить причину смерти. Версии отравления и удушения всё еще проверяются.

Полиции удалось установить, что на банковский счет Уильямса примерно за две недели до предполагаемого убийства трижды из неизвестного источника переводились суммы по две тысячи фунтов, причем Уильямс их сразу же снимал со счета. Эти суммы не имели ничего общего с его официальной зарплатой. Это спровоцировало возникновение в прессе версий возможного шантажа или продажи секретной информации.

Выяснилось также, что труп британского разведчика пролежал в его квартире вовсе не две недели, как сообщалось ранее. Уильямса видели живым 15 августа, что на неделю сокращает этот срок.

В прессу просочилась информация о якобы возникших разногласиях между полицией и спецслужбами. Как только следователи полиции пытаются допросить сослуживцев Уильямса, сразу же выясняется, что они только что отравлены в секретную командировку в Америку, и потому недоступны. Полиция обвиняет МИ-6 в саботаже расследования. Выяснилось, что Гарет Уильямс не реже четырех раз в году бывал в командировках в американском Национальном агентстве безопасности и имел доступ и к американским секретам. Это заставило ЦРУ подключиться к лондонскому расследованию.
Безусловно, он обладал массой секретов. Но так же безусловно, что он никаких ни документов, ни других, ни на цифровых носителях и прочее информации не имел

Живущий в Британии историк разведки Борис Володарский скептически относится к информации о возможном похищении из квартиры Уильямса секретных служебных документов:

– Документами он, безусловно, не обладал, а секретами, конечно, обладал. Как известно из прессы, он был шифровальщиком, занимался кодами, это работа, которая требует допусков, и он имел, безусловно, высший допуск. Кроме того, он был прикомандирован к британской службе МИ-6, где год он проработал. 10 лет до этого он проработал в одном из самых секретных разведывательных учреждений Великобритании. Безусловно, он обладал массой секретов. Но так же безусловно, что он никаких ни документов, ни других, ни на цифровых носителях и прочее информации не имел, конечно, потому что это категорически запрещено, и вряд ли он мог бы даже технически что-нибудь принести домой.

– Как вы полагаете, станет все-таки известна причина его убийства?

– Есть вероятность того, что будет сделан парламентский запрос. Если кто-нибудь из членов парламента поднимет такой вопрос, то он получит, я думаю, достаточно обтекаемый ответ. Служба, безусловно, достаточно быстро установит, какова была причина гибели сотрудника, но официально это заявлено не будет. Как вы знаете, в традициях британской службы не заявлять не только причину и мотивы, но даже не сообщать о принадлежности отдельного сотрудника к той или иной службе.

– Та компания, которая владеет домом, в одной из квартир которого жил Гарет Уильямс, называется "Нью родина", то есть "Новая родина", – очень по-русски звучащее название. А тут не проглядывает русский след?

– Я уверен, что не проглядывает. Многие факторы – а я анализировал ситуацию! – показывают, что русские ни малейшего отношения не имеют к этому дому, а на самом деле, скорее всего, этот дом принадлежит британской внешней разведке МИ-6. Думаю, что кто-то из остроумцев из русского отдела назвал этот дом таким образом, тем самым еще раз четко обозначив, что это совсем не русская фирма, которая зарегистрирована на Британских островах, а как раз британская фирма – и именно британская разведслужба.

– Насколько вам кажется состоятельной версия об убийстве на бытовой или сексуальной почве?

– Знаете, его квартирная хозяйка сообщает, что никогда в жизни у него никаких женщин не было. И к себе он не приводил никого, и вообще ей не известно ничего о том, что он с какой-либо женщиной когда-либо встречался. 31 год парню – и вообще абсолютно никаких женщин. С виду крепкий, здоровый парень, все у него нормально. Он был математиком, возможно, сильным математиком, насколько я знаю, два университета закончил. Очевидно, был легкий сдвиг. Думаю, что как раз свои велосипедные поездки он использовал для выездов в разные места.