Италия глазами гробовщика

В католической Италии принято строго соблюдать традиционную церемонию похорон

Мэр итальянского городка Ронкаделле с населением в семь с половиной тысяч человек, недавно своим распоряжением строго запретил согражданам… умирать. На местном кладбище нет свободных мест, а "антикризисный пакт стабильности", заключенный между министерством экономики и муниципалитетами, запрещает в период кризиса использовать бюджетные средства для расширения и модернизации кладбищ. Правда, в распоряжении мэра имеется одна оговорка: умирать все же разрешается в случае чрезвычайных обстоятельств - например, эпидемии бубонной чумы.

Задолго до распоряжения мэра в местный обиход был введен неологизм "безмогильный", поделивший местных жителей на две категории: имеющих гарантированное место упокоения, и не имеющих такового.

Вот как объясняет свое решение мэр Ронкаделле Микеле Орландо:

– Вследствие пакта стабильности мы не можем расширить кладбище и, следовательно, единственное, что нам оставалось – сделать провокационный шаг: запретить умирать всем проживающим в нашем муниципальном округе.

Мэр обращался к председателям обеих палат итальянского парламента, к министру экономики и даже к президенту Италии, но безрезультатно.

Ситуация в городке Ронкаделле весьма типична: нехватка мест на итальянских кладбищах давно стала общенациональной проблемой.

Габриэле Венто, владелец похоронной конторы "Vento", регион Лацио, объясняет:

– К такому положению дел привел ряд факторов. Прежде всего, проблема состоит в том, что кладбища всегда очень большие и для их расширения необходима экспроприация земли. Земли, между тем, не хватает. Дело вскоре дойдет до того, что кладбища упрутся в жилые районы, а участки под жильем не подлежат экспроприации. На этом расширение кладбищ остановится естественным образом. Решить эту проблему следовало бы с помощью кремации. Эта форма погребения практиковалась еще в древности и развивалась в соответствии с культурой погребения в различных странах. В Италии, подверженной сильному влиянию католицизма и католической культуры, сложилось враждебное отношение к этому виду захоронений. Однако после Второго Ватиканского собора церковь официально признала такую форму захоронения, и теперь для католиков кремация уже не является проблемой, – подчеркивает Габриэле Венто.

Оригинальное решение для разгрузки итальянских кладбищ предложило миланское отделение одной швейцарской фирмы, запустившее рекламную кампанию под слоганом "Новый способ скорбеть". СМИ с иронией писали, что этот слоган можно было бы переиначить, сделав его еще более понятным и доходчивым: "Покойник, который всегда с тобой". Фирма после кремации производит из пепла бриллианты, которые затем вставляются в оправу перстня или кулона. Стоимость варьируется от 3500 евро за бриллиант в четверть карата до 15 тысяч евро за бриллиант в один карат.

Габриэлю Венто, владельцу похоронной конторы "Vento", подобное предложение не очень нравится, но он готов к компромиссам:

– Я думаю, что это предложение, как мы говорим, чисто американская выходка, это чересчур вызывающе. Однако каждый волен поступать, как ему заблагорассудится. Похоронное дело стало обычным коммерческим предприятием, которое предлагает различные товары и услуги. Мне предлагали подобную услугу поставщики, то есть делать из пепла усопших брильянты. Для кого-то это приемлемо, а у кого-то может вызвать раздражение. Я включил этот продукт в перечень услуг, предоставляемых моей фирмой, оставив выбор за клиентом…

Профессия похоронных дел мастера весьма специфична для Италии, где существует настоящий культ усопших. Многие итальянцы определяют эту профессию, используя народную поговорку, которая гласит: оплакивают умерших и обирают живых. А вот что думает о себе сам Габриэле Венто:

– У меня особенная профессия, поскольку мы ежедневно находимся в постоянном контакте со смертью, со скорбью и с плакальщиками. В нашем деле необходимо обладать способностью поддерживать отношения со скорбящими людьми, переживающими утрату, а также с бюрократией, для выполнения всех необходимых формальностей, связанных со смертью. Определенно, мы балансируем между живыми и мертвыми, пытаясь установить контакт между этими двумя мирами, которые являются совершенно разными реальностями.