Владимир Кара-Мурза - об итогах 7-летней операции в Ираке

Вице-президент США Джозеф Байден (слева) на прощальной церемонии в Багдаде

В Багдаде прошла церемония, посвященная началу операции "Новый Рассвет" - таково официальное название новой миссии американских войск, остающихся в Ираке. На церемонии, состоявшейся 1 сентября в иракской столице, присутствовали вице-президент США Джо Байден и министр обороны Роберт Гейтс. Около 50 тысяч американских военных, остающихся в Ираке до конца 2011 года, будут помогать в обучении иракских сил безопасности. Руководить американскими силами с сегодняшнего дня будет генерал Ллойд Остин. Командование передал ему генерал Рэй Одьерно.

Владимир Кара-Мурза: Президент Барак Обама официально объявил о завершении военной миссии США в Ираке. Такое заявление Обама сделал в специальном телеобращении, которое вечером 31 августа по местному времени в прямом эфире транслировали американские телеканалы. "Операция "Свобода Ираку" завершена", - сказал президент, - теперь народ Ирака несет ответственность за безопасность своей страны. Это была важная история как США, так и Ирака. Мы справились со взятой на себя ответственностью, однако настало время перевернуть страницу". Президент США в телеобращении призвал народ Ирака как можно быстрее сформировать правительство, представляющее интересы и пользующееся поддержкой всех слоев населения. Он не стал объявлять о победе в войне и не стал давать никаких оценок действиям своего предшественника Джорджа Буша-младшего, принимавшего решение о начале войны в Ираке. Обама напомнил, что завершение военной операции было ключевым пунктом его предвыборной программы, и он выполнил свое обещание. О том, каковы итоги семилетней операции в Ираке, о завершении которой объявил президент Обама, сегодня в нашей программе мы говорим с журналистом Надеждой Кеворковой и заместителем директора Института США и Канады Российской академии наук Виктором Кременюком. Можно ли говорить о достижении основных целей американской операции в Ираке?

Виктор Кременюк: Это сложный вопрос. Основные цели никто не знает. Во всяком случае, они не говорили, какие были основные цели. Когда президент Буш объявлял о необходимости войны, он говорил, что там гнездо терроризма, что там разрабатывается оружие массового уничтожения, что там диктатура свирепая. Оказалось, что ни оружия не было, ни терроризма особого не было. Диктатура была. Поэтому обоснование политической цели войны, которые изложил Буш, назывались совсем другие. А Обама довольно осторожно к вопросу подходил. Поэтому говорить, реализованы ли политические цели, я не знаю.

Владимир Кара-Мурза: Насколько убедительным было, по вашему мнению, обоснование ввода американских войск в Ирак?
Реализованы ли там какие-то цели, я видела эту страну, и эта страна разрушена, поэтому я не знаю, кто ставил такую цель ее разрушить, но эта задача выполнена

Надежда Кеворкова: На наших глазах все проистекало, мы видели, как Колин Пауэлл показывал всему миру пробирки, говорил, что в этих пробирках содержится что-то такое ужасное, что просто единственное, что можно - сделать это ввести войска в эту страну. Весь мир наблюдал эту печальную картину. Это теперь считается забытой войной. Конечно, это большая победа Барака Обамы, что войска удалось вывести. А о том, реализованы ли там какие-то цели, я видела эту страну, и эта страна разрушена, поэтому я не знаю, кто ставил такую цель ее разрушить, но эта задача выполнена.

Владимир Кара-Мурза: Был ли вынужденным вывод американских войск из Ирака или он был плановым, по-вашему?

Виктор Кременюк: Он был планово-вынужденным или вынужденно-плановым. Еще при Буше стало ясно, что с помощью военной силы в Ираке многого не достигнешь. То, что можно было достичь, разгромить вооруженные силы Саддама Хусейна - это было достигнуто. То, что можно было сделать, то есть разгромить режим, то есть вообще его разогнать – это достигнуто. Но при этом победы как таковой не было видно, потому что дальше последовал хаос, последовала гражданская война, терроризм и прочее, все то, что очень трудно называть какой-то победой. Поэтому американцы сделали, что могли. Поэтому Бараку Обаме приходится признавать фактически, что с помощью военной силы в этом регионе многого не добьешься, ни в Афганистане, ни в Ираке, допустим, либо с Ираном попробовать. Другой район, другие нравы, другие традиции. Но при этом надо блюсти честь. Вот ввели войска, теперь выводим. То есть мы диктуем ситуацию, а не кто-то нам ее определяет.

Владимир Кара-Мурза: Когда вы последний были в Ираке, и какое впечатление на вас произвела эта страна?

Надежда Кеворкова: Я была на выборах, на последних весенних выборах. Страна произвела на меня впечатление ужасное, потому что ничего более ужасного я в своей журналистской практике не видела. Я была в самых разных горячих точках и в самых неприятных местах нашей Земли. Это не только разрушенная страна, это удивительным образом разрушенные люди - это разрушенное общество, это вообще какая-то потеря ориентиров, потеря представления о том, что можно, что нельзя. И больше всего меня поразила такая деталь: это единственная исламская страна, в которой я встретилась с таким фактом - все женщины в Багдаде и некоторых других крупных городах вооружены. То есть женщины рекомендовано не выходить из дома без сопровождения, не будучи вооруженными пистолетами, ножами, электрошоками и так далее. Насилие в этой стране достигло таких пределов, что девочкам-студенткам, девочкам в школе рекомендуется быть вооруженными. Это феноменальный успех американской политики, я бы так сказала, потому что трудно сказать, что в этом виновата армия американская, в этом скорее виновата политика. Еще, пожалуй, ни одному режиму оккупационному не удалось вооружить мусульманских женщин поголовно. Это удивительный феномен. Потому что в исламе женщина защищена исламом и совершенно ей не нужно оружие. В Ираке уровень насилия уличного насилия достиг такого размаха, что женщины вооружены.

Владимир Кара-Мурза: Андрей Пионтковский, ведущий научный сотрудник Института системного анализа Российской академии наук, считает, что самые тяжелые времена для Ирака позади.

Андрей Пионтковский: В конце 2006 - начале 2007 года Америка, да, я не побоюсь сказать, и весь мир стояли на грани катастрофы в Ираке. Казалось, что "Аль-Каида" одерживает победу, ее поддерживают суннитские повстанцы, и американцам предстоит позорное бегство из Ирака. И здесь в 2007 году американцам пришла военная удача, скорее даже политическая. Против "Аль-Каиды" восстали суннитские племена, даже они были шокированы их средневековыми обычаями, и ситуация изменилась. Конечно, очень тяжелое будущее ждет Ирак, продолжаются политические разногласия между суннитами и шиитами, они не могут почти год сформировать правительство. Но худшее: моральная, политическая победа "Аль-Каиды", получение всего Ирака, как своего плацдарма, удалось избежать. И это очень позитивный результат.


Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.