2 сентября в Берлине открылся один из важнейших музыкальных фестивалей мира – "Музыкфест Берлин". Фестиваль в своем нынешнем формате проводится в шестой раз, но он является преемником знаменитого берлинского фестиваля "Берлинер Фествохен", проводившегося с 1951 по 2005 год.
Особенность реформированного фестиваля – поиск репертуарного баланса между классикой и модерном. Нынешний фестиваль посвящен в основном творчеству французского композитора и дирижера Пьера Булеза, которому недавно исполнилось 85 лет, итальянского композитора Лучано Берио и Игоря Стравинского, которого музыкальный руководитель фестиваля Винрих Хопп назвал отцом современной западной музыки. Пьер Булез сам продирижирует несколькими фестивальными концертами, в том числе камерной оперой Стравинского "Соловей" по сказке Андерсена в концертном исполнении.
Концерты будут проходить в двух залах берлинской филармонии, в концертном зале на площади Жандарменмаркт и в двух церковных помещениях. Помимо многочисленных оркестров из разных стран в фестивале участвуют 37 солистов мирового класса и 27 хоров.
Фестиваль – это еще и разного рода премьеры и дебюты. Впервые выступит в Берлине в качестве главного дирижера со своим Лондонским филармоническим оркестром молодой маэстро Владимир Юровский. Одна из традиций фестиваля – приезд в Берлин за период менее трех недель многих лучших оркестров мира. Рейтинг оркестров мира время от времени возникает по опросам музыкальных критиков разных стран, последний раз такой опрос проводился в 2008 году. Всего же профессиональных симфонических оркестров в мире на удивление немного – примерно 500. Так вот, из этих 500 первую десятку составляют три немецких, три американских и по одному оркестру из Англии, Голландии, Австрии и Венгрии, а возглавляют список, опережая Берлинский филармонический, оркестр, руководимый английским дирижером Саймоном Рэтлом, а также амстердамский оркестр "Концертгебау", который возглавляет родившийся в Риге и учившийся в Петербурге и Вене Марис Янсонс. Оба оркестра участвуют в программе фестиваля. Марис Янсонс, кстати, единственный в мире главный дирижер, два оркестра которого вошли в десятку – Янсонс руководит параллельно и Оркестром Баварского радио, занимающим шестую позицию в табели о рангах. На фестивале в Берлине 5 августа Марис Янсонс продирижирует произведениями Стравинского, Бартока и Берио.
Марис Янсонс в интервью Радио Свобода размышляет о роли и задачах музыкальных фестивалей:
– Отношусь я к фестивалям, в принципе, положительно. Правда, надо сказать, что в наши дни это уже немножко фестивалемания: всюду начинают организовывать фестивали. Там, где фестиваль существует уже давно, имеет большие, глубокие традиции, где он приносит что-то интересное, особое, – там, я считаю, это замечательно. Но если вы иногда делаете так: просто идет сезон, а потом вы выбираете какой-то период и называете это фестивалем, – это, я думаю, очень искусственно. Должна быть какая-то мысль за этим, может быть, тема. Но, в принципе, это привлечение очень высокого уровня артистов, концентрация на каких-то композиторах или на каком-то направлении, или на какой-то теме, и это привлечение интереса публики. Это для них праздник. Это очень приятно.
В принципе, ведь дело в том, что у нас положение с серьезной музыкой, на мой взгляд, довольно опасное. Наше восприятие и понимание жизни и ценностей в жизни во всем мире, мне кажется, очень изменилось. У нас идет большой крен на достижения техники, науки в области комфорта. Деньги начинают играть главенствующую и, на мой взгляд, уже морально отрицательную роль, хотя я не ханжа и понимаю, что очень важный момент. Начинается такое: деньги, деньги, это дорого, это не сделано, деньги – это уже почти как болезнь. Поэтому идеализм почти совсем исчезает. Интерес людей и мира к духовному развитию, на мой взгляд, падает. И тут есть два момента, которые могут изменить людей и их внутренний духовный мир – это религия и искусство. Искусство должно быть представлено во всем мире, как одно из важнейших и обязательных понятий и желаний человека.
Особенность реформированного фестиваля – поиск репертуарного баланса между классикой и модерном. Нынешний фестиваль посвящен в основном творчеству французского композитора и дирижера Пьера Булеза, которому недавно исполнилось 85 лет, итальянского композитора Лучано Берио и Игоря Стравинского, которого музыкальный руководитель фестиваля Винрих Хопп назвал отцом современной западной музыки. Пьер Булез сам продирижирует несколькими фестивальными концертами, в том числе камерной оперой Стравинского "Соловей" по сказке Андерсена в концертном исполнении.
Концерты будут проходить в двух залах берлинской филармонии, в концертном зале на площади Жандарменмаркт и в двух церковных помещениях. Помимо многочисленных оркестров из разных стран в фестивале участвуют 37 солистов мирового класса и 27 хоров.
Интерес людей и мира к духовному развитию, на мой взгляд, падает. И тут есть два момента, которые могут изменить людей и их внутренний духовный мир – это религия и искусство
Фестиваль – это еще и разного рода премьеры и дебюты. Впервые выступит в Берлине в качестве главного дирижера со своим Лондонским филармоническим оркестром молодой маэстро Владимир Юровский. Одна из традиций фестиваля – приезд в Берлин за период менее трех недель многих лучших оркестров мира. Рейтинг оркестров мира время от времени возникает по опросам музыкальных критиков разных стран, последний раз такой опрос проводился в 2008 году. Всего же профессиональных симфонических оркестров в мире на удивление немного – примерно 500. Так вот, из этих 500 первую десятку составляют три немецких, три американских и по одному оркестру из Англии, Голландии, Австрии и Венгрии, а возглавляют список, опережая Берлинский филармонический, оркестр, руководимый английским дирижером Саймоном Рэтлом, а также амстердамский оркестр "Концертгебау", который возглавляет родившийся в Риге и учившийся в Петербурге и Вене Марис Янсонс. Оба оркестра участвуют в программе фестиваля. Марис Янсонс, кстати, единственный в мире главный дирижер, два оркестра которого вошли в десятку – Янсонс руководит параллельно и Оркестром Баварского радио, занимающим шестую позицию в табели о рангах. На фестивале в Берлине 5 августа Марис Янсонс продирижирует произведениями Стравинского, Бартока и Берио.
Марис Янсонс в интервью Радио Свобода размышляет о роли и задачах музыкальных фестивалей:
– Отношусь я к фестивалям, в принципе, положительно. Правда, надо сказать, что в наши дни это уже немножко фестивалемания: всюду начинают организовывать фестивали. Там, где фестиваль существует уже давно, имеет большие, глубокие традиции, где он приносит что-то интересное, особое, – там, я считаю, это замечательно. Но если вы иногда делаете так: просто идет сезон, а потом вы выбираете какой-то период и называете это фестивалем, – это, я думаю, очень искусственно. Должна быть какая-то мысль за этим, может быть, тема. Но, в принципе, это привлечение очень высокого уровня артистов, концентрация на каких-то композиторах или на каком-то направлении, или на какой-то теме, и это привлечение интереса публики. Это для них праздник. Это очень приятно.
В принципе, ведь дело в том, что у нас положение с серьезной музыкой, на мой взгляд, довольно опасное. Наше восприятие и понимание жизни и ценностей в жизни во всем мире, мне кажется, очень изменилось. У нас идет большой крен на достижения техники, науки в области комфорта. Деньги начинают играть главенствующую и, на мой взгляд, уже морально отрицательную роль, хотя я не ханжа и понимаю, что очень важный момент. Начинается такое: деньги, деньги, это дорого, это не сделано, деньги – это уже почти как болезнь. Поэтому идеализм почти совсем исчезает. Интерес людей и мира к духовному развитию, на мой взгляд, падает. И тут есть два момента, которые могут изменить людей и их внутренний духовный мир – это религия и искусство. Искусство должно быть представлено во всем мире, как одно из важнейших и обязательных понятий и желаний человека.
Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы «Время Свободы» вы можете найти на странице «Подводим итоги с Андреем Шарым»