Марина Тимашева: ''Петербургский театральный журнал'' завершил работу над Интернет-проектом ''Приглашение в театр'', позволяющим человеку, сидящему за компьютером, узнать о театре если не все, то очень многое. Рассказывает Татьяна Вольтская.
Татьяна Вольтская: ''Объяснить, что такое театр нельзя. Как объяснить, почему сегодня от чьего-то взгляда у вас изменилось настроение и почему слово, произнесенное со цены, сегодня подействовало на вас, а завтра - нет? Актер был не в форме, вы не были готовы услышать? Объяснить нельзя, почувствовать можно. Мы хотим приоткрыть вам несколько дверей театра, вместе с вами заглянуть в историческую даль, понять, как рождается спектакль, кто и как его делает, покурить за кулисами, увидеть свет из дверей гримерок, послушать актерские байки. Театр-мир. Приглашаем''. Так начинается брошюра, прилагающаяся к диску, открывая который мы действительно оказываемся перед множеством дверей и получаем ключи от каждой из них. Как это происходит говорит главный редактор ''Петербургского театрального журнала'', руководитель проекта Марина Дмитревская.
Марина Дмитревская: ''Петербургскому театральному журналу'' предложили сделать некий мультимедийный продукт, который бы не театральному человеку объяснил природу театра. Задача была очень сложная, потому что театр это то самое живое искусство, которое никак не объясняется, дает нам живую энергию на хороших спектаклях, отнимает ее на плохих. Мы придумали навигацию, которая включает в себя историю театра, теорию театра, рассказ про то, как делается спектакль. И важно было, чтобы это не только были тексты (а их полторы тысячи страниц), а их еще надо было проиллюстрировать.
Татьяна Вольтская: Сценами из спектаклей?
Марина Дмитревская: Не только сценами из спектаклей. Репетиционный процесс, что такое ''застольный'' период? Нужны видеофрагменты: что это такое, как люди за столом репетируют. Или Шекспир. Ясно, что Шекспир сам не снят, но есть отрывки из спектаклей, все варианты ''быть или не быть'' на всех языках из разных спектаклей. То есть 24 часа видео примеров, около 300 маленьких отрывочков из фильмов, из спектаклей. Мы набирали их по разным углам, что-то из архивов. Например, когда мы объясняем про учебный процесс в Театральном институте, там есть тренинги и по движению, и по речи. История театра - от античности до 19-го века. Мы еще хотели, чтобы это было очень театрально и красиво. Поэтому его изобразительно делали театральные художники, и все у нас происходит на сцене - опускаются занавесы, открываются ключиками определенные двери в разные эпохи и в разные театральные пространства. Это такая шкатулка со многими ларчиками. Есть огромный словарь - на любое подчеркнутое слово вам из ''суфлерской будки'' выдвигается справка про этого персонажа с его прекрасным лицом. С инициативой этого проекта к нам пришла московская группа компаний ''ЕСМ''. Это такой, с одной стороны - справочник, с другой стороны — игра, это не учебник. Работала целая большая авторская команда, в такой легкой манере нужно было рассказать о серьезных вещах. Делали это театроведы, большой авторский коллектив. Вот лично я, которая историком театра не являюсь, писала русский 18-й век или скоморохов, потому что я очень люблю скоморохов , 18-й век и историю с возникновением русского государственного театра.
Татьяна Вольтская: А что вообще привлекает в скоморошестве?
Марина Дмитревская: А потому, что это было первое СМИ. Кто приносил информацию? Скоморохи. Это были первые диссиденты. Это были абсолютно синтетические актеры — плясали, пели и байки рассказывали. И с ними связаны моменты первой театральной импровизации. А, кроме того, они были разбойники. Приходила ватага скоморохов в деревню, пока там трое выступают, остальные дома грабят, а потом песни поют, что ''приходи бабка, мы тебя опять ограбим''. А которые при дворах уже, там тоже своя история, они там, если не прикармливались совсем, то, в общем, царям, конечно, правду говорили и обсмеивали. Русские шуты. Конечно, пример скоморохов в нашем проекте это кусочек из ''Андрея Рублева'', где очень точную скоморошину Ролан Быков исполняет. Если бы когда-то снимали, наверное, скоморохи выглядели бы также. А, с другой стороны, есть в ''Иване Грозном'' у Эйзенштейна: ''Жги, жги, жги...'' - вот эти знаменитые скоморошьи пляски. А, с третьей стороны, очень много настоящих скоморошин вошло в ''Небывальщину'' Овчарова. Например, когда мы говорим об актерской природе. Чем продемонстрировать, что такое темперамент, голос или импровизация? Слава богу, есть Сергей Дрейден с ''Немой сценой'', есть импровизация Андрея Могучего ''PRO Турандот'', и все это и вошло в этот 8-и гиговый диск, который называется ''Приглашение в театр''. Там есть и про капустники, и про гримерки, и про буфеты, и про театр-дом. Вот, например, у нас есть такая схема ''Устройство театра'', и можно нажать, что такое колосники, падуги, ложе, аванложе, авансцена, сцена. Очень хороший фотограф нафотографировал нам эти виды. Там объясняются все эти слова. Вот, например, под сценой, под планшетом, как известно, находится ''трюм''. Вот почему он называется ''трюм''? Даже театральные люди не знают этого. А потому, что со времен ''Комеди Франсез'' (и это было перенято нашим Императорским театром), для того, чтобы следить за чистотой на сцене, ставился списанный боцман, и уже в нашем варианте на зиму выписывалась целая деревня крепостных мужиков, пока нет сева, и под руководством этого боцмана он драили сцену, следили за чистотой. Потому что боцман — хозяин. Отсюда и ''трюм'', отсюда до сих пор все штанкетное хозяйство, все веревки, которые в театре есть, вяжутся корабельными узлами, отсюда ''галера'', ''галерка''. У нас есть глава про театральные приметы. Нельзя грызть семечки. Но главная примета, это все знают: если у тебя упала роль на пол, бумажки, надо срочно сесть на нее, иначе не будет успеха. И так далее. На нашем диске даже есть такой 15-ти минутный видесюжет, я попросила наших замечательных артистов Александра Баргмана и Сергея Бызгу провести экскурсию по зданию Александринки, и в такой незамысловатой манере рассказать, что это за здание такое, как устройство театра.
Татьяна Вольтская: Что даст этот проект, если человек приобретет этот диск и как-то в него погрузится? Он станет тоже немного театральным?
Марина Дмитревская: Важно было рассказать про театр, как про живое искусство, меняющееся. Потом многие же не знают как делается спектакль. А это все - от замысла, до гримеров, и про театральных художников, и про цеха. Или, например, известно, что если на сцене появится человек с настоящими бриллиантами, они будут выглядеть стекляшками, а специально обработанные стекляшки будут выглядеть драгоценными камнями. Расписанная рогожа будет выглядеть драгоценным материалом. Что такое бутафория, как делаются фрукты из желатина, как работает театральный композитор?
Татьяна Вольтская: И так далее.... Только современному театру не очень повезло - он в проект почти не поместился. Но и того, что поместилось, достаточно, чтобы узнать о театре такое количество сведений, на получение которых из тысячи источников, кажется, уйдет пол жизни.