Вениамин Смехов – тем, кто не ходит стадом

Вениамин Смехов

На XXIII Московской международной книжной ярмарке прошла презентация трехтомника актера Вениамина Смехова. Две первые книги - "Та Таганка" и "В жизни так не бывает" – это переиздания, а вот сборник пьес, снабженный авторскими комментариями и воспоминаниями, попадет к читателю впервые. Название этого тома – "Али-баба и другие".

Помимо трехтомника, выпущенного издательством "Время", в комплект входит еще и аудиокнига, где Вениамин Смехов читает свои произведения.

Воспоминания о Театре на Таганке времен его становления и расцвета, сотни страниц о друзьях из других театров, о писателях и исполнителях песен, о собственной работе над спектаклями и о киносъемках – вот содержание первых двух томов. Здесь же повесть "В один прекрасный день", где прототипом главного героя, несомненно, является сам Вениамин Смехов. Своими впечатлениями делится театровед Светлана Васильева:
Все проходит. Но что не пройдет – это, конечно, ежедневный, нормальный талант преодолевать страх и выходить из стада

– Это книга написана не на уровне актерских баек о том, о сем. Я восприняла трехтомник именно как историческую мемуаристику, то есть когда человек вписывает воспоминания о своей собственной жизни в контекст истории.

Ну, и конечно же, Вениамина Смехова очень интересно слушать. Вот, что он рассказывает о начале своего творческого пути:

– Когда я впервые взялся за перо, – это случилось, я думаю, лет через пять после моего рождения, – я сочинял немыслимые истории о том, как в Америке линчуют негров. Причем, линчуют семьями. Это был мой первый опыт. Потом я его выбросил и приступил к поэтическому творчеству. Этого безобразия было много. Мне из "Комсомольской правды", из журнала "Юность" присылали ответы: "Спасибо, что вы любите русскую поэзию. Продолжайте ее читать". Это было очень умно.

Я был влюблен в Маяковского, потому что он был хозяином русского слова. Потом я был влюблен в книги Серебряного века. Папа пришел с войны, читал Пушкина, Лермонтова, Маяковского и Брюсова: "Фиолетовые руки//На эмалевой стене//Полусонно чертят звуки//В звонко-звучной тишине". Это океан! Я мечтал быть учителем литературы.

Но потом я стал читать свои рассказы. Моими первыми слушателями были мой любимый друг Саша Найвельт и любимый писатель Володя Войнович. Это было на даче. Это был кооператив старых большевиков или, как они сами себя называли, старболов. Там были люди, которые выжили в лагерях. Это была моя школа ..., - вспоминает Смехов.

Для актера и писателя и сегодня, главной ценностью остается - свобода:

- Все проходит. Что не пройдет – так это талант преодолевать страх и выходить из стада.

Недавно Вениамину Смехову исполнилось 70 лет.