Социологи о том, почему датчане считают себя самыми счастливыми людьми

Дания. Всемирный парад Санта Клаусов

Кирилл Кобрин: Опубликованные недавно журналом Forbes результаты социологических исследований в очередной раз вывели Данию в список самых счастливых стран мира. Результат отнюдь не случайный, поскольку высшие места в так называемом "рейтинге счастья" эта страна занимает уже много лет подряд. И тут, наверное, есть смысл задаться вопросом - в чём заключается, если она, конечно, есть, датская национальная идея? Что сплачивает в единую нацию жителей этого небольшой скандинавской монархии, вывешивающих свои флаги на балконах и в будни и в праздники, искренне полагающих эпитет "датское" синонимом высшего качества, и гордящихся тем, что они - датчане?
Об этом в сегодняшнем выпуске программы "Время и мир" расскажет корреспондент "Радио Свобода" в Скандинавии Сергей Джанян.

Сергей Джанян: С тех пор, как социологи начали замерять степень удовлетворённости населения повседневной жизнью, Дания вот уже два десятилетия подряд не сходит с верхних позиций в рейтингах, именуясь одной из самых счастливых стран мира. При этом маленькое скандинавское королевство на севере Европы отнюдь не изолировано от перипетий внешнего мира, влияющего на датчан самым непосредственным образом. Случаются в Дании и общенациональные забастовки, и бурные политические скандалы, "карикатурный конфликт" нанёс серьёзный ущерб датскому экспорту в ближневосточные страны, а мировой финансовый кризис обанкротил не одну сотню датских фирм. Но даже в период экономического спада датчане с неизменным постоянством называют себя счастливцами, всерьёз утверждая, что если вся Скандинавия – это миска с рисовым пудингом, то Дания – золотая ямка в середине, полная растопленного масла.
В принципе, возразить тут нечего - Дания с её процветающей экономикой входит в число богатейших государств мира, а скандинавская модель "общества всеобщего благоденствия" давно и прочно снискала в мире всеобщее уважение. Однако любая страна – это, прежде всего, проживающие в ней люди, и в этом смысле любопытно было бы понять, почему датчанам лучше многих других народов удаётся найти общий язык друг с другом? Что является национальной идеей датчан, консолидирующей нацию и позволяющей ей успешно решать вопросы социального развития?
Согласно одному из определений, национальная идея - это идея оптимального поведения человека на пользу себе и обществу. И в деле воспитания такого индивида огромную роль играет датская педагогическая система, отличительными чертами которой являются отсутствие авторитарности, свобода выбора и обучение взаимодействию в коллективе. Говорит лектор датского педагогического колледжа Скоруп Марианне Кейнике.

Марианна Кейнике: Датская образовательная модель не только инициирует у учащихся тягу к знаниям, но и способствует развитию у них самостоятельных взглядов и суждений. Всем этим наша педагогика обязана одному человеку – датскому священнику, поэту и философу Николаю Фредерику Северину Грундтвигу.
Его труды и проповеди, в которых состоятельность и успешность государства ставилась в прямую зависимость от счастья и благополучия его граждан, заложили основы датского национального самосознания, а задуманная Грундтвигом реформа образования, проводившаяся в стране с середины 40-х годов XIX века, сыграла важнейшую роль в развитии культурной жизни Дании и других скандинавских стран.
Делом жизни Грундтвига стало создание "высших народных школ" для молодых датских крестьян и крестьянок, успевших получить образование в элементарных школах. По замыслу датского просветителя, совместное воспитание и обучение молодежи могло не только уберечь датский язык и литературу от влияния соседней Германии, но и, в конечном итоге, способствовать формированию у нации чувства коллективизма. Грундтвиговские школы, без преувеличения, сыграли огромную роль в становлении демократического общества в Дании, сделав датчан такими, какие мы есть сегодня.

Сергей Джанян: Весьма ощутимую роль в формировании датского менталитета играет и так называемый Janteloven, или "Закон Янте". Об этих неписаных канонах скандинавской морали мало кто слышал, более того – сами жители Северных стран неохотно делятся ими с внешним миром, считая их правилами для внутреннего потребления. Тем не менее, десять "заповедей Янте" существуют, работают и, вероятней всего, будут востребованы ещё не одной эпохой.
Понятие Janteloven ввёл в обращение в 1933 году датско-норвежский писатель Аксель Сандемосе, автор романа "Беглец пересекает свой след", повествующего о нравах обитателей вымышленного городка Янте, чьим прототипом стал ютландский город Нюкёбинг Мос, в котором родился и вырос сам писатель. Не дать кому-либо быть выше других - квинтэссенция неписаной морали датского общества, чья первая - и наиглавнейшая!- заповедь звучит подобно идущему от сердца воплю неудачника:

"Не думай, что ты что-либо из себя значишь!"

Все остальные, представленные в романе заповеди – по сути, та же первая: "не думай, что ты умнее нас", "не думай, что ты можешь чему-либо нас научить", "не полагай свои проблемы важнее наших", и главное - "не смей насмехаться над нашими воззрениями". На катехизисе Янте, похоже, взросла сама идея "общества всеобщего благоденствия" - капитализму с человеческим лицом претит конкуренция: незримый кодекс уравнивает сильного и слабого, богатого и живущего на пособие, - но он же ставит на одну доску талант и посредственность, причём выбор делается в пользу последней. Поэтому неудивительно, что способная датская молодёжь нередко предпочитает делать карьеру на чужбине, а в свете "закона Янте" история андерсеновского гадкого утёнка звучит, увы, совсем не сказкой.
Впрочем, официальная Дания никак не открещивается от наличия в демократическом обществе тирании неписаных правил, в некотором смысле удивительно напоминающих советскую уравниловку. А одна из самых незаурядных личностей Дании, королева Маргрете II даже сумела придать "законам Янте" весьма изящную форму в одной из своих новогодних речей:

Маргрете II: Мы очень гордимся нашей скромностью. Это наша мания величия наоборот. Это очень изысканно…

Сергей Джанян: Одним из важнейших слагаемых датского общественного договора является принцип солидарности – и его, кстати говоря, сами датчане называют необходимым условием счастливой жизни. Согласно результатам международного исследования, проведенного организацией Rockwool Fund, 78 процентов жителей Дании наибольшим злом считают социальное неравенство - это при том, что в Ирландии, например, или в той же России, подобного мнения придерживаются менее 30 процентов опрошенных. В этой связи вспоминается любопытный факт - выступая на брифинге с зарубежной прессой, глава датского министерства по делам иностранцев Бертель Хордер как-то высказал мысль: Дания - не страна, а племя. И далее последовало разъяснение министра - нация во многом имеет племенную натуру, что позволяет датчанам контролировать друг друга в социальных аспектах. Впрочем, социальная спаянность и ответственность датчан за общее благо может иметь и оборотную сторону:

Оле Буль Нильсен: Нас с детства приучают быть самостоятельными и не делиться своими проблемами с окружающими: вывешивать своё бельё на людях - это табу. А когда человек прячет в себе свои проблемы, то это прямой путь к одиночеству - ведь тогда он не осмеливается быть самим собой. Мы всеми силами стремимся жить без трещин на фасаде - но они всё равно проявляются с обратной стороны выстроенной нами защиты, - говорит пастор Датской Народной церкви Оле Буль Нильсен.

Сергей Джанян: Датчанам свойственно групповое мышление и коллективизм, - принято считать, что именно эта датская черта является основным залогом их национального успеха. Чувство коллективизма проявляется не только в том, как скандинавы работают, но и как проводят своё свободное время - количество всевозможных общественных объединений в Дании, поистине, рекордное. В стране с населением 5,5 млн. человек, на сегодняшний день насчитывается около 300 000 различных союзов, объединений и ассоциаций, - точную цифру назвать невозможно, поскольку не все подобные организации зарегистрированы. Зато известно другое - среднестатистический датчанин является членом, как минимум, семи общественных организаций, а каждый третий житель страны работает в какой-либо из них на добровольных началах, не получая ничего за свой труд. При этом власти Дании всемерно поддерживают культуру общественных организаций, играющих важную роль в повседневной жизни датского общества.

Хелен Бисгорд: Государство активно поощряет тягу граждан к объединениям, выделяя для этих целей бюджетные средства и помещения. И в этом есть свой резон - находя единомышленников и общаясь с ними, люди улучшают качество собственной жизни и становятся более активными в социальном плане, что весьма полезно для общества в целом. Поэтому во многих датских общественных организациях большое внимание уделяется социальным мероприятиям - от праздничных вечеринок и пикников на природе до коллективных выездов за рубеж. – говорит датский социолог Хелен Бисгорд.

Сергей Джанян: Датчане объясняют успех своей социальной модели ещё и другим обстоятельством - им не приходится быть настороже друг с другом, что высвобождает ценные ресурсы и даёт все основания полагаться на честность своего ближнего. Базовый принцип "общества всеобщего благоденствия" подтверждают и данные социологических исследований всемирной Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) - самой счастливой нацией в мире датчан делает не уровень материального благополучия, а доверие друг к другу.

Хелен Бисгорд: В датском обществе очень высок уровень взаимного доверия. Так, нередко, при заключении соглашения стороны не подписывают никаких бумаг – достаточно устной договорённости. При этом мало кому придёт в голову нарушить данное слово - репутация для датчанина важнее сиюминутной выгоды. Если же мы чем-то недовольны и можем доказать свою правоту, то ничто не мешает обратиться к властям и быть уверенным, что к нашей проблеме отнесутся серьёзно. Власть отвечает за свои действия перед обществом, а пресса, в свою очередь, отслеживает малейшие нарушения законности. Не случайно в мировом "рейтинге свободы слова" Дания, как правило, занимает первые места, - продолжает социолог Хелен Бисгорд.

Сергей Джанян: Принцип доверия в полной мере относится к государству, поскольку непременным условием счастливой жизни датчане видят партнёрские отношения между государством и индивидом. А отличительной чертой скандинавского общественного устройства является то, что здесь принято ставить интересы личности выше государственных – говоря иначе, не датский гражданин служит бюрократии, а ровно наоборот.

Йенс Уильям Гроу: Согласно статистике, кредит доверия датчан к органам власти и государственным структурам достигает 98 процентов. Полагаю, это в полной мере объясняет то, почему Дания лидирует в списке наименее коррумпированных государств мира.
Все мы хотим жить в сильном и стабильном государстве, быть обеспеченными и пользоваться социальными гарантиями и льготами. Но такое государство невозможно строить, не имея соответствующей доходной базы, которую формируют налоги – и датчане это прекрасно понимают. Поэтому жители Дании спокойно платят все налоги, - но при этом, что главное, - они имеют обратную связь с государством, которое отчитывается перед своими гражданами по каждой кроне, потраченной из бюджета, - говорит управляющий Министерства налогов Дании Йенс Уильям Гроу.

Сергей Джанян: Пожалуй, абсолютным символом доверия датчан к своему государству может служить их отношение к национальному флагу Даннеброг. Под сенью этого старейшего в мире флага, которому в этом году исполнился 791 год, проходит вся частная датская жизнь. Дни рождения и детские утренники, свадьбы и похороны, театральные премьеры и гуляния в копенгагенском парке "Тиволи" - все эти события объединяют непременные два условия: атмосфера праздника (кроме похорон, разумеется - в траурные дни штандарт в церкви приспущен) и бессчётное количество больших и малых флагов, без которых Данию не представить так же, как датский рождественский стол без тёмного пива. Кстати, даже в этот космополитичный праздник флагов не счесть - ими нередко украшают здесь ёлку .

Хелен Бисгорд: Иностранцам кажется удивительным, почему в здешнем обществе, на дух не переносящем авторитарности, столь безоглядная любовь к символу пусть либеральной, но - власти? Приверженность эту толкуют с религиозно-философских позиций: в протестантской морали изначально заложена личная ответственность каждого за общий закон, и католическое осмысление государства как "они", "другие", менталитет датчан сменяет на "я" в первую очередь. Иначе говоря, если "государство - это я", то и флаг принадлежит королю не в большей степени, чем любому из его подданных, - говорит датский социолог Хелен Бисгорд.

Сергей Джанян: Иные державы считают великими, исходя из размеров занимаемой территории или того, как ворочают они миллионами чужих судеб за тридевять земель от своих границ. Случалось и такое в истории Дании, владевшей в разные времена Эстонией и Англией, Исландией и Норвегией, африканскими и азиатскими колониями. Однако былая мощь империи викингов со временем таяла - одна за другой отпадали колонии, с потерей в 1814 году Норвегии Дания распростилась с великодержавными мечтами, а полвека спустя боевая слава Даннеброга потускнела окончательно с поражением в войне с Пруссией, лишившей монархию южных границ - Шлезвига и Гольштейна.
Но - удивительное дело. Уныние, овладевшее было нацией, лишь подхлестнуло датчан добиться реванша, избрав программой национального возрождения идею, выдвинутую одним из мудрых датских политиков той поры - " Выиграть у себя дома сражения, проигранные на чужой территории". И сейчас, по прошествии времени, очевидно, что это им удалось - датчане, если и не создали совершенное общество, то, по крайней мере, подошли к нему ближе, чем другие народы. Впрочем, сами они не без юмора полагают, что до полного счастья им ещё далеко. Ведь на свете по-прежнему есть две вещи, которым жители Дании могут позавидовать, - это теплые зимы и красивый язык.