Россия, рейтинг милосердия

У России – особые формы благотворительности

Международная организация Charities Aid Foundation (Фонд поддержки благотворительности) вместе с Институтом Гэллапа исследовала, как в разных странах обстоят дела с благотворительностью, волонтерством и помощью незнакомым людям. В результате был составлен рейтинг, в котором Россия заняла сто тридцать восьмое место из ста пятидесяти трех, уступив даже беднейшим странам Африки.

Как выяснилось в результате исследования, треть земного населения регулярно жертвует деньги на благотворительность, еще двадцать процентов людей работают волонтерами. Самые благополучные в этом смысле страны – это Австралия, Новая Зеландия, Канада, Ирландия, Швейцария и США. Две трети населения в этих странах постоянно тратят деньги на благотворительность, а треть работает волонтерами. В России только шесть процентов граждан делятся своими деньгами, а пожертвовать собственным временем готова лишь пятая часть опрошенных. У российских социологов похожие наблюдения. Говорит Борис Дубин, заведующий отделом социально-политических исследований Левада-центра:

– Только незначительная часть россиян говорит о том, что они помогают другим людям деньгами, вещами или еще каким-то образом. Если ситуация обостряется и становится экстраординарной (случаи вроде нынешнего лета с жарой и лесными пожарами), определенная часть населения согласна жертвовать на это небольшие, возможные для них суммы, поделиться одеждой, помочь лекарствами.
Государство должно перестать давить гражданскую инициативу, перестать гонять людей, которые борются за свои права. Благотворительная деятельность является частью активности гражданского общества

С другой стороны, россияне противоречиво относятся к благотворительности со стороны людей достаточно богатых и очень богатых, поскольку противоречиво относятся и к самим этим людям. Все-таки большая часть российского населения без особого одобрения относится к богатым и очень богатым людям. За этим скрываются очень серьезные социальные, экономические проблемы, очень серьезные социокультурные и социально-психологические комплексы, включая зависть, недоброжелательство. С другой стороны – ощущение собственной социальной неполноценности, экономической несамостоятельности. Можно сказать, что для развития в России разного рода благотворительных организаций и поддержки их деятельности большинством населения почва в России пока еще не созрела.

О причинах слабого развития благотворительности в России размышляет независимый политик Владимир Рыжков:

– Я считаю, что у крайне низкого, позорно низкого уровня благотворительности в России три причины – две важных, одна второстепенная. Самая важная причина – социальная. 70 лет советской власти государство террором, насилием, давлением, преследованием пресекало любые попытки общества самоорганизоваться. И у людей начисто отсутствует опыт взаимопомощи, взаимного доверия и т.д. В России, как свидетельствуют все соцопросы, один из самых низких уровней доверия людей друг к другу. Государству, президенту доверяют больше, чем друг другу, чем соседу.

Вторая причина – экономическая. Россия остается слаборазвитой, бедной страной. Четверть населения живет ниже черты бедности. Миллионы людей едва сводят концы с концами, им вообще не до благотворительности.

Третья причина, самая, на мой взгляд, незначительная, – это законодательство. Наше законодательство не поощряет благотворительность, и с благотворительных взносов требует платить те же самые налоги, как с доходов. Это тоже отбивает всякое желание заниматься благотворительностью.

– Как вы думаете, что нужно делать, чтобы благотворительность в стране развивалась?

– Не надо бить по голове мирных демонстрантов, не надо представлять экстремистами людей, защищающих Химкинский лес. Потому что все это проявление гражданского общества. Государство должно перестать давить гражданскую инициативу, перестать гонять людей, которые борются за свои права. Благотворительная деятельность является частью активности гражданского общества. Эта активность проявляется во всем – местные выборы, экология, защита леса, защита прав животных, защита прав детей. Это все деятельность активного гражданского общества. Наше государство продолжает относиться к гражданскому обществу как к врагу, относится с подозрением, преследует и давит его. Надо перестать громить гражданское общество, и тогда Россия очень быстро вернется к старым традициям благотворительности и взаимопомощи.

Исследование Международного фонда поддержки благотворительности отслеживает прямую связь между готовностью людей жертвовать свое время и деньги и уровнем их удовлетворенности жизнью. Россия пока не входит в число благополучных в этом смысле стран.