Умер Клод Шаброль

Французский кинорежиссер Клод Шаброль

12 сентября стало известно о том, что известный французский кинорежиссер Клод Шаброль скончался в Париже в возрасте 80 лет. Об этом сообщило агентство Франс Пресс со ссылкой на мэрию французской столицы, не сообщив о причине смерти кинорежиссера. "Это был один из крупнейших французских кинорежиссеров... свободолюбивый и дерзкий", – заявил представитель мэрии.

За свою долгую карьеру Клод Шаброль снял столько фильмов (примерно по одной картине в год), что как-то главный редактор одного французского издания заметил: "На самом деле уже никто не может отличить "хорошего" Шаброля от менее хорошего или просто плохого. Но есть тенденция недооценивать его под тем предлогом, что он много снимает и первым не принимает себя всерьез".

Дружить с кино Клод Шаброль начал с работы в журнале Cahiers du cinema, в котором познакомился с Франсуа Трюффо, Жан-Люком Годаром, Эриком Ромером. Позже именно писательское, критическое восприятие аукнется на экране, когда он обратится к классике и снимет, в частности, "Мадам Бовари". А пока все свободное время он посвящает чтению детективов, любовь к которым навсегда определит его отношение к кино и место самого Шаброля в этом виде искусства.

Шаброль был одним из самых ярких представителей "новой волны" французского кинематографа, воплощением ее духа. Картина "Красавчик Серж", снятая в 1957 году – одна из первых в этом течении. Существует анекдот о работе над этой картиной, который сам Клод Шаброль никогда не опровергал: якобы, на съемках фильма режиссер даже не знал, с какой стороны смотреть в кинокамеру. Что вполне рифмуется с авантюрным духом самой "новой волны". Однако главное, что интересовало его всегда – это преступление. Высший пилотаж – картины, снятые в классическом жанре "нуар". Ни интрига с неожиданной развязкой, ни достоевщина, ни психопатизм его не интересуют, а именно что обыденная, почти фарсовая сторона дела. Кстати, одна из его картин так и называлась: "Невинный с грязными руками". Именно таковыми на поверку и оказываются все его герои – скромные бухгалтеры, ведущие счет своим жертвам, верные дочки, убивающие родителей, анархисты, случайные убийцы. Шаброль исследовал каждого из них с дотошностью паталоганатома, однако каждый раз выходило, что снимал об одном и том же – о французских буржуа, к классу которых сам и принадлежал, и потому знал его, как ни один другой.

В разные годы Шаброля называли и анархистом, и леваком, и революционером и даже контрреволюционером. Однако вряд ли мэтра всерьез могли интересовать эти дефиниции. Последовательность, с которой он занимался главным делом своей жизни, говорит о том, что делал он это не из специфических убеждений, а просто потому, что не делать не мог.

За свою карьеру Шаброль снял более 50 фильмов, среди которых наиболее известные "Красавчик Серж", "Виолетта Нозьер" (1978), "Церемония" (1995), "Спасибо за шоколад" (2000).