Владимир Кара-Мурза - о Всемирном чеченском конгрессе

В четверг, 16 сентября, под Варшавой собралось около 200 представителей чеченских диаспор из России, Западной Европы, Ближнего Востока, Азии и Северной Америки, а также собственно из Чечни. Все они прибыли для участия во Всемирном чеченском конгрессе, созванном так называемым "правительством непризнанной Республики Ичкерия", передает информационное агентство Росбалт.

Владимир Кара-Мурза: Сегодня в польском городе Пултуск открылся Всемирный конгресс чеченского народа, на который прибыли около 200 делегатов, представители чеченской диаспоры, политики из стран Европы и США. Среди целей двухдневного чеченского конгресса выработать стратегию урегулирования ситуации на Северном Кавказе. На мероприятие приглашены вдовы бывших лидеров самопровозглашенной Чеченской республики Ичкерия Алла дудаева и Кусама Масхадова, а также лауреаты Нобелевской премии мира Лех Валенса, Вацлав Гавел, Михаил Горбачев. По словам главы российского МИДа Сергея Лаврова, российская сторона предупредила польские правоохранительные органы, что среди членов этого конгресса могут быть объявленные в международный розыск преступники. В частности, "Москва надеется на то, что пребывание в Польше лидера чеченских боевиков Ахмеда Закаева не останется без внимания польских правоохранительных органов", - отметил Сергей Лавров. Однако уже днем в четверг польский телеканал ТВН-24 со ссылкой на неофициальные источники сообщил, что Ахмед Закаев уже прибыл в Польшу на Всемирный конгресс чеченского народа. Предыдущий конгресс прошел в 2002 году в Дании. Это мероприятие вызвало резкую критику российских властей. Тогдашний президент России Владимир Путин отменил запланированный визит в Данию. Конфликтную ситуацию, вызванную открытием в Польше Всемирного чеченского конгресса мы обсуждаем с обозревателем газеты "Новые известия" Саидом Бицоевым и политологом спецкором газеты "Северный Кавказ" Русланом Мартаговым. Сейчас с нами на прямую телефонную связь из Варшавы вышел корреспондент Радио Свобода Алексей Дзикавицкий. Какова была повестка первого дня работы всемирного чеченского конгресса?

Алексей Дзикавицкий: Я только что вернулся из города Пултуск - это небольшой городок примерно в 70 километрах от Варшавы.
Сегодня в Брюсселе, где находится премьер-министр Польши Дональд Туск, он сказал, что даже если Закаев будет арестован, то его дело будет рассматривать независимый польский суд
На сегодня заседание конгресса уже завершилось, оно длилось около двух часов. Дело в том, что как узнали прибывшие на место конгресса журналисты, их было очень много, десятки километров, многие десятки журналистов газет и интернет-изданий, оказалось, что на сегодняшний день заседание конгресса является закрытым, исключительно для членов президиума Всемирного чеченского конгресса. Поэтому по большому счету узнать, о чем там говорилось сегодня, ни у кого не было возможности. Однако, конечно, основной интригой сегодняшнего дня в Пултуске, вообще в Польше было то, приедет ли лидер чеченских сепаратистов. Оказалось после многих часов неуверенности, что Ахмед Закаев все-таки находится в Польше. Об этом примерно два с половиной часа назад сообщил один из организаторов конгресса.
Планируется, что завтра Закаев примет наряду с другими гостями участие во втором дне работы конгресса. А он будет очень насыщенным. Кроме выступления представителей чеченской диаспоры со всего мира слово возьмут также известные политики, среди которых депутаты европейского парламента, а также вице-спикер польского сената. В общем-то еще сегодня о визите Закаева говорилось, что его присутствие в Польше ставит страну не в очень выгодную ситуации. Потому что с одной стороны его нужно было бы задержать, поскольку он разыскивается Интерполом и это обязанность полиции, а с другой стороны это, конечно, давало бы основания для критики польского правительства. Сегодня в Брюсселе, где находится премьер-министр Польши Дональд Туск, он сказал, что даже если Закаев будет арестован, то его дело будет рассматривать независимый польский суд. И по его мнению, как сказал Туск, навряд ли следует ожидать того, что решение этого суда удовлетворит российскую сторону.

Владимир Кара-Мурза: Как по-вашему, насколько изменилась ситуация в республике в сравнении с 2002 годом, когда проходил предыдущий Всемирный конгресс чеченского народа?

Руслан Мартагов: Я бы сказал, ситуация ухудшилась, она ухудшилась очень зримо. Мы все это видим. Поэтому говорить, что чеченские конгрессы внесут какую-то положительную струю в то, что происходит в республике – это абсолютно непродуктивно.

Владимир Кара-Мурза: А каковы были последствия того конгресса 2002 года?

Руслан Мартагов: Никаких последствий не было. Дело в том, что хорошо, что люди встречаются, обсуждают сложившуюся ситуацию, но придавать им какое-то политическое значение и рассчитывать на то, что этот конгресс или еще что-нибудь вызовет положительную динамику в той же Чеченской республике, абсолютно не приходится. Дело в том, что это началось с 91 года, началось с печально известного ОКЧН, который взял на себя функции представлять весь чеченский народ, откуда эта свистопляска началась. И это последствия того ОКЧН и других вещей. По сути дела вот эти собравшиеся люди, может быть это уважаемые люди, я ничего не могу сказать в отношении этих людей, но не представляют они весь чеченский народ и не могут представить, потому что никто им таких полномочий не делегировал.

Владимир Кара-Мурза: Могла бы быть польза политическая от подобных форумов, как конгрессы чеченского народа?

Саид Бицоев: Я не думаю, что от этого конгресса и от предыдущего будут какие-то пользы политического плана. Как сказал предыдущий оппонент, не надо ему придавать политическую окраску. Это событие скорее культурологическое и ничего плохого в этом нет, что они собрались, поговорили. Но чеченцы живут в Чечне, чеченцы живут в России, и те, которые живут за рубежом - это единицы, которые бежали от войны, они там спасали свои жизни, и они собираются обсуждать свои проблемы. Но я не стал бы придавать им значение в урегулировании политической ситуации на Северном Кавказе. Она урегулирована. Есть власти, есть структуры, есть институты и есть народ, который живет и не возмущается, не проводит митинги, хотя, конечно, им очень непросто. Есть очень много сложностей, но республика живет своей жизнью, а они живут своей жизнью в Европе. Чеченцы живут большинство не в Кракове, не в Бельгии, не в Лондоне, не во Франции, они живут в Чечне. Поэтому вопрос урегулирования я считаю здесь неуместным.

Владимир Кара-Мурза: Ахмед Закаев, председатель чеченского сопротивления за рубежом, рассказал о подготовке конгресса.

Ахмед Закаев: Те консультации, которые начались еще в то время, еще в прошлом году, они проходили и в Норвегии, в Осло, и в Лондоне, практически те вопросы, которые мы ставили как необходимое условие для выработки единой политической позиции, политической платформы, они были отвергнуты Россией. Дальше это развитие не получило. Да, мы тогда обсуждали о том, что мы проведем Всемирный чеченский конгресс и все те вопросы, которые мы наработали, мы их озвучим через Всемирный конгресс. Дальше слов не двинулись, потому что для того, чтобы провести этот конгресс, первыми вопросами, которые мы с нашей стороны ставили, это было освобождение 25 тысяч чеченцев, которые томятся в российских тюрьмах и терпят жестокость и насилие. Также выдача тел Аслана Масхадова и других командиров, которые не были выданы. И третий вопрос о прекращении преследования родственников боевиков. Естественно, эти все вопросы касались непосредственно России и российского руководства. И они на этом наши контакты прервали, потому что они поняли, что ничего полезного для них наши консультации не несут.


Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.