«Бархатный туман», сын еврейских иммигрантов из царской России Мел Торме


ДС:- Родители Мелвина по вечерам слушали радио, не пропуская ни одного концерта оркестра Куна-Сандерса из чикагского клуба «Blakhawk». Однажды папа Мелвина взял его за руку и отправился в клуб к самому Джо Сандерсу.
– Мой сын, - сказал он знаменитому пианисту, певцу и бандлидеру, - поет все, что вы играете в клубе, все, что выходит в эфир. Он знает абсолютно все аранжировки. Я думаю, вам стоит его послушать…»
В течение шести месяцев каждый понедельник Мелвин выходил на сцену «Blakhawk’a». На седьмой месяц, не без подсказки папаши, он решил, что пора заняться чем-нибудь более серьезным. На самом деле нужно было задуматься над тем, в какой именно детский сад пойти. Мелвину, Мелу в ту эпоху было три года…
Если из динамиков вашего супер-стерео не раздается вообще никаких звуков, скорее всего вы крутите, ручки стиральной машины, стараясь, настроится на наши, на самом деле стабильные, частоты. Попробуйте сайт svobodanews.ru. Если и из этого ничего хорошего не выйдет, всмотритесь в агрегат: не духовка ли это, в которой мирно вращается на вертеле обугленный цыпленок? Если это так, прибавьте звук. Подпись – ДС.

Mel Torme - House Is Haunted by the Echo of Your Last Goodbye

ДС: - «House Is Haunted by the Echo of Your Last Goodbye», «В моем доме не перестает звучать твое последнее «прощай». Песня-стандарт Билли Роуза и Бэйзила Эдлама. Мелвин Хоуард Торме – вокал; оркестр пианиста и композитора Мартина Луи Пейча. В сокращенном варианте это дает: Мела Торме и Марти Пейча.
Родители вундеркинда Торме были еврейскими иммигрантами из России. На карантинном острове иммигрантов, на Эллис Айленде, они поменяли фамилию Торма на Торме да еще с чисто французским accent aigu, знаком ударения над последней гласной. Для иммигрантов (как для Гершовичей-Гершвинов или как для Балина-Берлина) перемена фамилии была последней фазой разрыва с прошлым… Но вполне возможно, что это было решение администрации.
Я помню, как в парижской префектуре за полгода до натурализации мне предложили укоротить фамилию до Сави. Был бы я сейчас Дима Сави. Впрочем, ДС бы осталось…
Мел родился 13 сентября 1925 года в Чикаго. После выступления с оркестром Куна-Сандерса ему довелось петь с оркестром Луи Примы, с комбо Френки Мастерс и оркестром Бадди Роджерса. В восемь лет он стал радиозвездой в сериале «Всеамериканский Мальчишка». Свою первую песню «Любовная жалоба» он сочинил в 13 лет. Песня стала хитом в исполнении оркестра Харри Джеймса. В 14 лет он самостоятельно освоил фортепьяно. В школьном оркестре, однако, Мел Торме играл – барабанщиком. Он так же выступал в этой же роли барабанщика (добавим и роль певца) в джаз-банде Чико Маркса. Гастроли Чико Маркса были организованы ветераном довоенного джаза бандлидером Беном Поллаком. Это он, Бен Поллак, стал личным импресарио подростка Мела Торме.
Кстати, Поллак был первооткрывателем талантов. Он ввел в джаз Бенни Гудмена, Джака Тигардена, Гленна Миллера, Джимми МакПартленда и того самого – Хари Джеймса.

Mel Torme - Blues in the Night

ДС: «Blues in the Night», «Блюз в Ночи», песня-стандарт Харольда Арлена (музыка) и Джонни Мерсера (слова). Мел Торме и оркестр Марти Пейча. Список оркестров и солистов, исполнявших «Блюз в Ночи» займет, по крайней мере, три страницы. Песня была написана для фильма 41 года Анатоля Литвака «Hot Nocturne», который перед выходом в прокат был переименован в «Blues in the Night».

Одесса собирается отметить первое десятилетие своего «Джаз-карнавала» 24, 25 и 26 сентября. Об этом сообщает минский портал «Джаз-Квадрата». Отцы основатели «Джаз-карнавала» - это продюсер Михаил Фрейдлин и арт-директор Юрий Кузнецов.
«"Это не джаз!" – можно услышать от закостенелых консерваторов. "Все это джаз!" – спорит с ними публика с открытой новой музыке душой и сердцем, та, что по-настоящему влюблена в джаз, - читаем мы в «Джаз-Квадрате».
«Действительно, в программе Фестиваля всегда есть место для самых различных вариаций на тему джаза, всевозможных его стилистических направлений. От диксиленда до авангарда, от стандартов до свободной импровизации. Соединение джаза с фольком или классикой, изысканный минимализм или джазовое шутовство – музыкальная палитра одесского Фестиваля поистине карнавальная! Сегодня уже трудно подсчитать и назвать все страны, делегировавшие своих музыкантов на "Джаз-карнавал": Австрия, Азербайджан, Аргентина, Беларусь, Болгария, Бразилия, Великобритания, Германия, Греция, Грузия, Индия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Нидерланды, Норвегия, Польша, Россия, Сербия, США, Украина, Чехия, Швейцария, Франция… В этом году на фестивале впервые выступят музыканты из Дании и Туниса.»
Что ж! Браво, Одесса!
Напомню, однако, вы слушаете еженедельное «Время Джаза», доступное и одесситам, на разновеликих частотах «Свободы», а так же с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона в Лютеции – ваш ДС…

Mel Torme - Too Close For Comfort

ДС: - «Too Close For Comfort».
«Будь умницей, будь честным, веди себя прилично, моё сердце…
Будь нежным, будь приятным, будь скромным и незаметным,
потому что она слишком близко от тебя
и ты чувствуешь себя ….не слишком удобно.»
Целая стратегия первой любовной атаки. Авторы: Джерри Бок – музыка и Дейвид Вайс – слова. Мел Торме и оркестр Марти Пейча с Артом Пеппером на альт-саксофоне. Январь 60 года, Лос-Анджелес.
Мел Торме, чья карьера серьезно началась в оркестре Арти Шо, забуксовала с собственным комбо «МелТоунс», но начала стремительно набирать высоту с помощью удачно и продуманно подобранного состава оркестра Марти Пейча. Мел Торме, как до него Бинг Кросби или Фрэнк Синатра, постоянно находился под вопросом публики и критиков: а джаз ли это? Или просто – эстрада, игровая площадка крунеров.
Мел Торме отвечал просто: - Я неизменно импровизирую, а импровизация это и есть джаз!

Mel Tormé - A Slee-pin' Bee

ДС: «A Slee-pin' Bee», «Спящая Пчела», Харольда Арлена и Трумана Капоте. Тот же состав, что и в «Too Close For Comfort» и та же дата записи. Сама же тема поможет нам перейти к календарной дате, объявленной мною месяц назад:

Bill Evans Trio - A Sleepin' Bee

ДС: - «A Sleepin' Bee» в исполнении Трио Билла Эванса. Эванс – рояль; Марк Джонсон, контрабас и Джо ЛаБарберра – ударные. Сентябрь 80 года. Сан-Франциско.
Бил Эванс оставил наш мир – тридцать лет назад: 15 сентября 1980 года.

Французская джазовая радиостанция TSF, 24 часа в сутки передающая джаз и блюз на ФМ и с своего сайта (http://www.tsfjazz.com/accueil.php), посвящает в эти дни серию передач пианисту Биллу Эвансу. Передачи идут под названием «Вальс для Билла». Кроме комментариев известных историков джаза TSF пускает в эфир лучшие вещи пианиста. В подрубрике «Дети Билла Эванса» выступают молодые и не очень пианисты, выросшие под его влиянием.
Спасибо всем нашим слушателям регулярно оставляющим комментарии на нашем сайте svobodanews.ru или присылающим имейлы на адрес вашего ДС – ds.jazz49@orange.fr . Ваше мнение всегда для меня и ценно и важно. К тому же оно замечательно отражает вкусы и желания слушателей, а так же их, если угодно, географию. Стабильно лидирует гигантская российская провинция с огромным географическим разбросом, а так же ближнее зарубежье и русские диаспоры. В возрастных категориях четко выделяются две группы: воспитанников Уиллиса Коновера и молодого поколения. Во второй группе многие пришли в джаз и блюз, оставив рок и «тяжелый металл», вернулись, скажем, к корням…

Eliane Elias - A Sleepin' Bee

ДС: - «A Sleepin' Bee», Спящая Пчела», на этот раз в исполнении бразильской певицы и пианистки Элиане Элиас, которая в 2008 году записала для «Blue Note» Си-Ди, посвященный Биллу Эвансу «Хоть что-то для тебя».
Я вернулся к «Спящей Пчеле» по двум причинам: для еще одного поклона Биллу Эвансу и для того, чтобы заглянуть в текст песни. Ибо песня эта необычная, написанная одним из лучших американских писателей – Труменом Гарсия Капоте. Композитор Харольд Арлен так же принимал участие в написании lyrics, слов песни, но сама музыка не слишком интригующая, однако многие лидирующие джазмены играли этот стандарт. Почему? Потому что слова песни завораживают. Вот приблизительный перевод:
«Когда пчела спит в твоей ладони,
Ты околдован и влюблен
В любовь, которую так долго искал.
Увидишь ли ты солнце в небе
И утреннюю росу
Или дни будут, хохоча, идти мимо
Как любовь, которая кличет тебя?
Спи пчела, не просыпайся,
Я не верю тому, что происходит,
Что он целиком мой
И что я счастлива, наконец…»

Естественно, в варианте Элианы Элиас – «он целиком мой», а в варианте Мела Торме «она целиком моя». Как я уже сказал, перевод весьма приблизительный, но гипноз и шарм слов на английском выдают талант Трумена Капоте, когда он сочинял эту песню для мюзикла Даян Кэррол «Дом Цветов». Самый большой эстрадный хит этой песни принадлежит Барбаре Стрейзанд. Но интригующая подоплека слов создала, скажем, вот эту версию:

Wynton Marsalis - A Sleepin' Bee

ДС: «A Sleepin' Bee», «Непросыпающаяся пчела» в исполнении квартета Уинтона Марсалиса. В данном случае Уинтон руководит записью и играет лишь ритм-секция: Эллис Марсалис (отец Уитона) – рояль; Реджинал Вил – контрабас и Херлин Райли – ударные. Диск вышел на «Columbia» 1990 году.
И последний вариант «Пчелы» чикагского пианиста Эдди Хиггинса:

Eddie Higgins - A Sleepin' Bee

ДС: «Спящая Пчела» в сольном исполнении чикагского пианиста Эдди Хиггинса, запись 99 года.

В моем любимом Коктебеле, в котором я провел лучшие годы моей жизни, закончился седьмой джазовый фестиваль. Я передал вместе с нашим верным радиослушателем Николаем Курсовым несколько вопросов киевскому музыкальному продюсеру и джазовому популяризатору, ведущему Коктебельского фестиваля Алексею Когану несколько вопросов. Вот первый из них:

ДС: - Алексей, несколько слов об истории коктебельского фестиваля? Я провел здесь немало лет в эпоху, когда о фестивалях джаза нельзя было и мечтать?

Алексей Коган: - Добрый день, Дмитрий. Мне очень приятно пообщаться с человеком, который много лет был моим радио-идолом, не сочтите за лесть, это действительно факт. Да, история Коктебеля уже восьмилетняя, и, действительно, вы правы - когда-то об этом фестивале нельзя было и думать. Я, правда, работаю на фестивале пятый год, меня приглашают пятый год подряд, а о трех первых фестивалях я слышал только от своих друзей и от музыкантов, которые здесь играли. Наверное, фестиваль раньше был более джазовым, а сейчас он превратился в музыкальное действо, где каждый человек, каждый любитель музыки вообще может найти то, что ему по душе. Вот, например, вчера - совершенно аншлаговый концерт совершенно неджазовой группы "АукцЫон" из России, в которой, правда, играют замечательные джазовые исполнители, взять хотя бы контрабасиста Владимира Волкова.
Что же касается фестивалей, Jazz Koktebel остается крупнейшим опен-эйром в Украине, и который собирает публику, и я уже писал об этом, публику здесь можно разделить на несколько категорий: молодых людей, которые хотят быть частью толпы, и которых устраивает абсолютно все, я лучше всего люблю целевую аудиторию, которая приезжает на определенные концерты и совмещает это с отдыхом, как было в прошлом году, когда я утром на набережной встретил человек 50 из разных уголков Украины, которые приехали конкретно на концерт Арчи Шеппа (Archie Shepp) , и мне кажется, это правильный подход. Есть маленькая категория публики, и я говорю об этом с улыбкой, потому что меня упрекают за это часто, категория "с поджатыми губами" (я их называю так): фестиваль не тот, line-up не тот, музыканты не те, организация не та... Ну, вы знаете, я сам делаю фестиваль и поэтому к организаторам фестиваля, а я здесь просто приглашенный человек, который ведет концерты, ничего кроме сострадания и понимания к организаторам, ничего другого нет, потому что я прекрасно знаю, как это тяжело и как это кроваво сделать джазовый open-air. Вот в нынешнем фестивале принимают участия 32 из разных стран мира.
Да, действительно, сегодня у нас две площадки: это сцена NU Jazz - большая сцена, вы знаете, Коктебель, возле нудистского пляжа, там происходят основные события, и маленькая Волошинская сцена прямо в непосредственной близости, ну я не знаю, в пяти метрах... да ближе - в трех метрах от дома-музея Волошина. Говорят, что первые годы опасались сотрудники музея - ну, пару аккордов на гитаре или пару ударов по барабанам и вылетят стекла, и большая сцена тогда была на площади непосредственно возле дома-музея Волошина. Сейчас, по-моему все друг-друга поняли и относятся друг к другу, я имею в виду организаторов фестиваля и сотрудников музея, я бы сказал даже, нежно и трепетно, поэтому эти вопросы решаются.

ДС: Окончание рассказа Алексея Когана о джазе в Коктебельском заливе – на следующей неделе.

Cannonball Adderley & John Coltrane – Wabash

ДС: «Wabash», Вобаш, городок в штате Индиана, композиция еще одного юбиляра – Джулиана Кэнонбола Эддерли. Дуэт Эддерли – альт, и Джона Колтрейна – тенор-саксофон. «Пушечное Ядро» родился 15 сентября 28 года, Трейн – 23 сентября 26-го. Уинтон Келли играл на фортепьяно; Пол Чэмбэрс на контрабасе и Джимми Кобб – на ударных. Кого не хватает? Майлза Дейвиса. Это практически его квинтет, но диск выпустили Трейн с Кэннонболом. Запись была сделана в Чикаго, 3 февраля 59 года.
Не могу обойти стороной и великого блюзмена Би-Би Кинга – его день рождения 16 сентября 25 года. Под блюз Лион Рассела «Hummingbird», «Колибри», под гитару и голос Би-Би Кинга мы и расстанемся сегодня. Подкаст этого «Времени джаза» вы найдете на нашем сайте svobodanews.ru. Всех вам благ, удачной и веселой недели, чао, бай-бай!

B.B. King - Hummingbird