Григорий Бочкарев: Судебные иски к журналистам и редакциям СМИ – давно уже не редкость. В последнее время на Дону за защитой чести и достоинства в суды нередко обращаются представители правоохранительных органов, а то и целые райотделы милиции. Правоохранители требуют материально компенсировать им моральный вред. Требуемые суммы исчисляются сотнями тысяч, а то и миллионами рублей.
Например, журналист Сергей Слепцов написал в газете "Южный Федеральный" о конфликтной ситуации, в результате которой руководство ООО "ЗерноДон" в Тацинском районе фактически присвоило себе принадлежащие крестьянам земельные наделы. В результате – на автора публикации подали в суд. Исков было целых два: один - от прокурора Тацинского района Ростовской области советника юстиции Дмитрия Аристархова, второй – от начальника РОВД того же муниципального образования полковника милиции Владимира Грищенко. О том, как развались события, рассказывает заместитель главного редактора газеты Маргарита Ефремова.
Маргарита Ефремова: По нашим сведениям, сначала, обидевшись на журналиста, прокурор района настряпал кляузу прокурору Ростовской области Валерию Алексеевичу Кузнецову. Оклеветали, мол, чистого, непорочного прокурора района. Дальше что? Ленинская прокуратура города Ростова-на-Дону провела проверку. И как-то клеветы на районных правоохранителей не обнаружила. Федеральный судья Елена Соломахина своим решением в удовлетворении исковых требований главного районного милиционера и прокурора отказала. А тем временем жулики из "ЗерноДона" нашпарили аналогичную кляузу в Арбитражный суд Ростовской области. Им не повезло – там тоже отказ.
Григорий Бочкарев: Недавно кассационная коллегия Ростовского областного суда поставила, можно сказать, даже не точку, а восклицательный знак в завершение этой затянувшейся судебной тяжбы. Вступивший уже в законную силу вердикт гласит: опровержение не публиковать, в миллионе рублей (по 500 тысяч на каждого) – отказать. Рассказывает журналист Сергей Слепцов:
Сергей Слепцов: Меня порадовало то, что судебная коллегия областного суда, которая рассматривала все это в кассационной инстанции, они с пониманием отнеслись к моим, помимо всего прочего, даже помимо этого конкретного дела, к моим наблюдениям. Когда правоохранители либо в силу непрофессионализма, либо в силу продажности пытаются откровенную уголовщину выдать за гражданско-правовые отношения. И самое отвратительное то, о чем я рассказал в суде, что все то происходило на тех полях, частью которых владеют участники Отечественной войны. Когда я побывал в убогой хатенке артиллериста, тяжело израненного на фронте, четырежды раненного, оказалось, что с его поля тоже убрали урожай, совершенно не принадлежащий этим рейдерам. В трех судебных процессах доказано, что фирма "ЗерноДом" это рейдерская, грабительская контора. Прокурор района и начальник милиции – покровители рейдеров. Меня теперь интересует – а какие все-таки организационно-штатные выводы будут сделаны в областной прокуратуре и в УВД по Ростовской области?
Григорий Бочкарев: Но это судебное решение, скорее всего, лишь приятное исключение из правил. По словам главного редактора еженедельника Максима Федоренко…
Максим Федоренко: То, что Ростовский областной суд принял решение в пользу газеты, на самом деле, это очень радостный факт. Потому что, к сожалению, не всегда так получается. В частности, у нас уникальная ситуация. 9 августа Ленинский районный суд Ростова-на-Дону под председательством судьи Цепиной, вынес решение об обязанности газеты "Южный Федеральный" опубликовать опровержение и взыскать 25 тысяч рублей за публикацию письма истца Бондаренко. Кстати сказать, данный истец выиграл по своему вопросу решение в суде. Но за то, что он опубликовал материалы со своим мнением в газете, газета, по решению госпожи Цепиной, должна заплатить деньги. Принципиальная позиция газеты следующая. Мы не являемся ни судом, мы не рассматриваем правоту людей, которые к нам обращаются, мы являемся площадкой, на которой люди высказывают свое мнение.
Григорий Бочкарев: А полковник милиции Терещенко обратился в суд не от себя лично, а от имени Константиновского райотдела, который он возглавляет. И потребовал от еще одного СМИ – "Газеты Дона" – опубликовать опровержение, и выплатить в качестве компенсации миллион рублей. Вот что об этом рассказывает главный редактор издания Артур Рудаков.
Артур Рудаков: Что написали мы в своей статье? Людей доставили, предварительно их побили и отравили слезоточивым газом. Все закончилось протоколами административного правонарушения, то есть они, с точки зрения, милиции нарушители, с их точки зрения – не нарушители. Что пишет в иске Константиновский РУВД? Да, мы их били, да, мы травили их газом, но вы должны нас называть при этом хорошими и дать нам миллион рублей. Это юридически абсурд! Если мы по Конституции свободу слова провозглашаем, то, соответственно, оценки-то могут быть разными. Не надо пенять на зеркало, товарищ полковник.
Григорий Бочкарев: Тем не менее, донским журналистам в очередной раз придется идти в суд, чтобы защитить там себя, и обратившихся к ним за помощью людей.