Антикризисное подспорье с Дальнего Востока

Одной из возможных причин роста внутренних инвестиций эксперты называют завершение строительства ответвления нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан"

В августе в России объем внутренних инвестиций, с расширением которых и связывают в первую очередь восстановление роста экономики, вырос невиданными с начала кризиса темпами. По данным, представленным Росстатом 17 сентября, почти на 11% к уровню августа прошлого года. Впрочем, эксперты объясняют очередной "рекорд", с одной стороны, совпадением ряда не связанных между собой факторов, а с другой – инвестициями основном государства.

Ежемесячные внутренние инвестиции в России с начала года выросли к началу сентября в 2,5 раза – с 320 миллиардов рублей в январе до 814 миллиардов в августе. Причем основной прирост пришелся на весенние месяцы – с января по июнь их объем уже увеличился более чем вдвое. В июле он, наоборот, даже сократился, зато в августе – рост составил сразу 10,9% к прошлогоднему уровню – таких темпов не видели уже года два.

Одной из возможных причин эксперты называют завершение строительства на Дальнем Востоке 65-километрового российского участка ответвления нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан" (ВСТО) на Китай, где к нему до конца года будет подведен уже китайский участок, протяженностью более 900 километров. 29 августа российский участок нефтепровода был сдан в эксплуатацию, а официальная статистика учитывает все расходы по строительству объекта именно на день сдачи.

Но это – лишь одна из возможных причин резкого ускорения роста внутренних инвестиций, говорит главный экономист инвестиционной компании "Тройка-Диалог" Евгений Гавриленков:

– Я думаю, что, во-первых, ускорение инвестиций отчасти связано с календарным фактором – в этом году в августе на один рабочий день больше, чем в прошлом. Во-вторых, многие строительные работы, приостановленные в жару, к концу августа возобновились. И, в-третьих, чисто статистическое обстоятельство. Мы, например, видим, как в конце каждого года, согласно официальной статистике, внутренние инвестиции в декабре вырастают к уровню ноября процентов на 60. Тот же "статистический" фактор мог проявиться и в августе, поскольку введение участка дальневосточного нефтепровода довольно значимо для российской экономики.

Судя по данным, которые представляют сами российские компании и банки, никакого особого всплеска инвестиционной активности в августе не наблюдалось, отмечает главный экономист финансовой корпорации "Открытие" Владимир Тихомиров:

– Поэтому, скорее, проявился некий разовый фактор, связанный с инвестициями либо государства, либо одной из крупных госкомпаний. Скажем, завершение какого-то крупного проекта. Возможно, таким фактором стало ответвление нефтепровода ВСТО в Китай. Возможно, какой-то другой проект.

В случае инфляции, принятие финансовыми властями неких проинфляционных решений отражается непосредственно на ценах в стране лишь через 5-6 или более месяцев. Можно ли говорить о существовании подобного же разрыва и в случае внутренних инвестиций, имея в виду то, как их рост отражается на общих темпах экономического роста в стране?

– Рост инвестиционной активности в конкретный период, так или иначе, сказывается на динамике ВВП, так как инвестиции в основной капитал – это чуть больше 20% объема ВВП. Другое дело, что прямой связи между увеличением инвестиционной активности, вводом в строй новых мощностей и неким пропорциональным ростом экономики через какое-то время не прослеживается. Здесь играют роль очень многие факторы. Например, динамика курса рубля или то, что не все производственные мощности могут быть загружены так, как они должны быть загружены. Очень многое зависит от динамики спроса, динамики импорта, – говорит Евгений Гавриленков.

В каких именно секторах российской экономики отмечались самые высокие темпы роста внутренних инвестиций в первом полугодии, несмотря на общий их спад в 2009 году и в начале нынешнего?

– В течение двух последних лет на первые места вышли секторы, прямо или косвенно связанные с государством. Например, в 2009 году – инвестирование в трубопроводы, то есть фактически деятельность госкомпании "Транснефти" по строительству нефтепровода в Китай. А во втором полугодии прошлого года – сектор электроэнергетики. Это было связано с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС, отчасти – с общим подъемом инвестиционной активности в отрасли, связанной с переходом на новое ценообразование.

В нынешнем году, если иметь в виду первое полугодие, по объемам инвестиций тоже выделяются два сектора. Во-первых, инвестирование на железнодорожном транспорте. Это не столько даже строительство новых железных дорог, сколько обновление подвижного состава, чем компания "Российские железные дороги" сейчас активно занимается. И второй сектор – по-прежнему электроэнергетика. Во всех остальных секторах экономики инвестиционная активность либо продолжала падать в первом полугодии, либо рост ее был близок к нулю, – говорит Владимир Тихомиров.

"Российские железные дороги" – полностью государственная компания. А в электроэнергетике на долю государства, по экспертным оценкам, приходится в целом примерно половина всей вырабатываемой в стране электроэнергии, если учитывать не только государственные АЭС и ГЭС, но и тепловые электростанции, принадлежащие компаниям, контролируемым государством, например, "Газпрому".