Берлин бедный, но сексапильный

Церковь святого Николая. Отсюда некогда начинался Берлин

Радио Свобода начинает очередной цикл историй о самых интересных районах еще одной знаменитой европейской столицы – Берлина.

"Берлин город бедный, но сексапильный". Так сказал о нем нынешний бургомистр Клаус Воверайт. Германия и ее столица приближаются к 20-летнему юбилею объединения.

Совсем недавно бургомистр Берлина Клаус Воверайт упрекнул западных немцев и, прежде всего, жителей западных районов столицы – вессис, в высокомерном игнорировании своих восточных сограждан – так называемых оссис. Эти прозвища – от слов "вест", то есть запад, и "ост" – восток.

Некоторые вессис, сказал Воверайт, до сих пор ни разу не побывали на территории бывшего Восточного Берлина. Едкое замечание, так как центр жизни города уже давно переместился на восток. Это касается как бизнеса, так и культуры. И бывший Западный Берлин все больше напоминает ухоженный и респектабельный, но спальный район. Здесь есть только один интересный театр – "Шаубюне" (остальные – в восточной части города) и одна из трех городских опер – "Дойче опер". Как-то поддерживают реноме бывшего Западного Берлина прекрасная филармония и выставочные залы, расположенные там, где стояла знаменитая Стена. На бывшей нейтральной полосе выстроена новая Потсдамская площадь – нынешнее сердце города. Начиная отсюда и далее, на восток, жизнь кипит: реставрируются или сносятся старые здания и строятся новые – часто по проектам всемирно известных архитекторов.

Постоянные изменения – давняя, характерная для немецкой столицы традиция, которая соблюдается в бывшем Восточном Берлине повсеместно. Но есть на востоке и район, который за последние 20 лет изменился мало – Николайфиртель, квартал святого Николая. Место, где, собственно, и зародился Берлин в 13-м веке. И именно отсюда можно начать осматривать старый классический архитектурный ансамбль центра города.

Название квартала пошло от выстроенной в его центре самой старой берлинской церкви святого Николая, которая существует уже более 800 лет. Вот что рассказала ее нынешняя служительница:

– Последняя служба была здесь в 1938 году. Нацисты решили превратить церковь в музей старого Берлина в рамках идеи создания новой столицы Рейха. Потом была война, во время которой церковь была почти полностью разрушена. Руины простояли до 1987 года, пока власти ГДР к 750-летию Берлина не решили восстановить здание, чтобы по возможности воссоздать исторический облик этого квартала. Действующая церковь коммунистам была при этом не нужна. Вскоре произошло объединение Германии, и в нашем музейном квартале за церковью закрепился статус музея плюс концертного зала. У нас – хороший орган, осенью и накануне Рождества здесь бывают концерты.

Рядом с церковью – дом знаменитой семьи архитектора Кноблауха, тоже музей. Это один из немногих сохранившихся в Берлине домов 18 века, в которых в ту эпоху жили зажиточные семьи. Сотрудница дома-музея рассказала о его историю:

– Дом на удивление не сильно пострадал во время войны и стал музеем стиля Бидермайер. Название этому стилю идет от фамилии литературного персонажа – Готлиба Бидермейера. Его придумал в 19-м веке Людвиг Эйродт, начав писать от имени "простодушного Мейера", поэта, воспевавшего в мюнхенских газетах радости семейного очага. Стиль "бидермейер" завоевал всю Европу на несколько десятилетий.

В доме Кноблаухов можно увидеть оригинальные интерьеры с мебелью периода Бидермайер, со скульптурами и живописью, а также посудой этого стиля. Есть в музее и специальный отдел, посвященный деятельности архитектора Эдуарда Кноблауха.

Остальные дома квартала Николайфиртель были возведены в 1987 году заново в стиле былых построек, и за старинными фасадами скрываются вполне современные квартиры. А еще здесь, помимо лавок и магазинчиков сувениров, есть немало очень неплохих ресторанов. Лучшие из них – на набережной Шпрее, где мимо сидящих в хорошую погоду на улице посетителей проплывают большие прогулочные теплоходы. Перспективы этого места вовремя понял владелец итальянского ресторана "Ла Рива", который открыл его здесь еще во времена ГДР, 22 года назад. На мой вопрос, откуда он родом, владелец ресторана ответил, что из провинции Калабрия, с самого юга Италии. А вот его работница, расставлявшая на улице стулья, оказалась из Белграда, и всего только месяц в Берлине. Ее готовность продемонстрировать знание русского говорит о том, что гостям из России в Берлине всегда рады.

Погуляв и пообедав в Николайфиртель, можно сделать выбор и отправиться пешком либо к Александерплатц, либо к острову музеев, либо на знаменитый бульвар Унтен Дер Линден, что значит "Под липами". Есть и еще один вариант – взглянуть на Берлин с воды, сев на корабль. В городе 58 квадратных километров водных поверхностей: реки Хавель и Шпрее плюс каналы и озера. Берлинские водные просторы воспеты во многих берлинских песнях. Берлин и вода (в городе, кстати мостов больше, чем в Венеции и в два с лишним раза больше, чем в Петербурге), – это тема одного из следующих рассказов.