Рижское гетто стало музеем

В Риге открылся Музей еврейского гетто (кадр Первого канала)

В столице Латвии Риге открылся первый на постсоветском пространстве музей гетто. Кроме представителей местной еврейской общины и рижской мэрии, в открытии Музея гетто принимали участие послы Соединенных Штатов и Российской Федерации – Джудит Герберт и Александр Вешняков.

По сути, это даже не музей, а целый мемориальный комплекс памяти жертв холокоста в Латвии. Здесь и фотографии того времени, и памятник погибшим, и что-то наподобие Стены плача с именами жертв. Осенью 1941-го 70 тысяч евреев из Латвии и 20 тысяч из Западной Европы оказались за колючей проволокой. К 1942 году руками местных пособников нацистов гетто было ликвидировано, расстрелы проводились в лесах, выжили из узников гетто лишь единицы, среди них – латвийский историк Мейер Вестерман:

– Были созданы специальные боевые группы только из латышей, без участия немцев, которые совершили это черное дело. Одна из групп – группа Арая, другая – группа Бикмана. Поэтому все это нельзя назвать стихийным погромом, нет, это было организовано планомерно, шаг за шагом, и тому есть свидетельства.

Особое участие в создании музея принимал вице-мэр Риги Айнар Шлесерс:

– Мы не должны забывать наше прошлое, потому что иначе у нас не будет будущего. Еврейские общины в Латвии выдвинули такую инициативу, надо было поддержать этот проект. Что требовалось от рижской Думы – это сказать политическое "да", а потом выделить помещение. На территории Рижского центрального рынка мы нашли место, где был построен музей гетто. Таким образом, мы еще раз подтвердили, что Латвия – многонациональная страна, и мы гордимся тем, что в Латвии живут люди разных национальностей, что у нас много евреев, и мы как одна семья.

С мнением вице-мэра солидарны и представители еврейской общины Латвии:

– Ситуация, возникшая тут в годы гитлеровской оккупации, как и оккупация 1940 года, – просто ошарашила эту страну. Потому что были какие-то общие закономерности, многие поверили Красной армии, а потом видели, как эта армия бежит. Многие поверили освободителям – гитлеровской армии, а потом увидели ее зверства, – говорит режиссер Рижского театра имени Михаила Чехова Геннадий Тростенецкий.