Сибирский арт как соль в плавильном котле

В Новосибирске 23 сентября открылся Сибирский центр современного искусства. Открытие центра - часть программы международного молодежного форума "Интерра". В первых проектах центра принимает участие уральско-сибирская художественная группа "Синие носы", омский художник Дамир Муратов с композицией "Сказки Соединенных Штатов Сибири".

Официально Сибирский центр современного искусства - филиал Новосибирского краеведческого музея, фактически - частно-государственное партнерство. О нем – обозреватель новосибирской газеты "Континент Сибирь" Сергей Самойленко и директор Центра современного искусства Анна Терешкова.

– На чем основан Сибирский центр современного искусства? Какие такие особые тенденции в вашем городе, которые позволили, наконец, это начинание претворить в жизнь?

Сергей Самойленко:
– Никаких особых черт у нашего искусства нет. Центр вырос естественным путем: группа "Синие носы" возникла именно в Новосибирске. Здесь появилась "Монстрация" шесть лет назад. Это вполне естественный путь – не сверху, не централизованный, а когда действительно настало время.

– Анна, а в Новосибирске художественная жизнь - бурная? Откуда вы будете черпать экспонаты?

Анна Терешкова:
– Я восемь лет занималась галерейной деятельностью и поняла: художников, которые занимаются современным искусством, невозможно выставлять в галерейном пространстве. Это немножко другой формат, немножко другие определения. Наверное, все и возникло от того, что захотелось показывать именно современных интересных авторов. Они здесь есть. Кто-то уехал в Москву, кто-то работает за рубежом, – но они готовы работать здесь, просто действительно им здесь не было места. Первый раз ретроспективу "Синих носов" я показала в прошлом году: мы вынесли из недостроенного здания весь мусор на нескольких грузовиках, мы пробелили недостроенные стены, мы провели туда электричество, сделали выставку на три этажа. У нас были театральные постановки, мы показывали и современный балет. То есть, мы показали прототип центра современного искусства всего лишь на три дня. И за год случилось такое маленькое чудо.

– У первой выставки, которая проходит в Центре современного искусства нее сложное название: "Интернационал. Инно. Техно. Нано". Участники выставки говорят о том, что Сибирь - это некая утопия, плавильный котел народов и идеологии, территория, где патриот уживается с либералом, а технократ с экологом. Вам близко такое понимание Сибири как мегацивилизации, как отдельной страны со своим сибирским мифом? Может быть, как раз этот сибирский миф и будет эксплуатироваться в Центре современного искусства?

Сергей Самойленко:
– "Инно. Техно. Нано" - это название работы "Синих носов", которое стало баннером выставки. Это три обнаженных русские красавицы в кокошниках на лошадях в позах трех богатырей, у которых и имена такие - Инно, Техно, Нано. Мне самому очень близко понимание Сибири как плавильного котла, новой Америки, о которой мечтали русские писатели еще в XIX веке, и Блок писал про "Америки новой звезду". Но насколько художники будут продолжать эту концепцию?

– Сибирская школа современного искусства будет создаваться на базе вашего центра?

Анна Терешкова:
– Хотелось бы, конечно, в идеале; мы для этого и создаем. Чтобы как можно больше здесь проходило круглых столов, чтобы приезжали специалисты из Москвы, с Запада. Мы не хотим быть просто выставочной площадкой. Мы хотим быть настоящим центром современного искусства, чтобы оно создавалось здесь, на наших глазах, приходили молодые люди, которые хотели бы заниматься современным искусством. Они просто не могут получить адекватного образования, адекватного восприятия, не могут поехать на Запад, посмотреть, даже в Москву не могут часто поехать – ходить на "Винзавод", в "Гараж", посмотреть что-то. Мы хотим сделать этот центр здесь. Если не мы, то кто же?

Эти и другие важные материалы программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым".