Марис Янсонс и Владимир Юровский о берлинском ''Музыкфесте''


Марина Тимашева: В Берлине прошел один из важнейших для музыкального мира фестивалей – "Музыкфест Берлин". Его отличительная особенность - поиск связей между классикой и модерном. Фестиваль этого года был посвящен, в частности, творчеству Игоря Стравинского, которого музыкальный руководитель фестиваля Винрих Хопп назвал ''отцом современной музыки''. О фестивале - Юрий Векслер и его собеседники, дирижеры Марис Янсонс и Владимир Юровский.

Юрий Векслер: Главную программу фестиваля характеризует поиск репертуарного баланса между классикой и модерном. В прошедшем фестивале, в котором звучали сочинения 25-и композиторов, были сделаны акценты на творчестве французского композитора и дирижера Пьера Булеза, которому недавно исполнилось 85 лет, итальянского композитора Лучано Берио и Игоря Стравинского, которого музыкальный руководитель фестиваля Винрих Хопп назвал ''отцом современной музыки''. Один из лучших оркестров мира - амстердамский ''Концертгебау'' - который возглавляет родившийся в Риге и учившийся в Петербурге и Вене Марис Янсонс, был одним из гвоздей программы. Концерту оркестра предшествовали два повода для волнений. Накануне было объявлено что Янсонс из-за необходимости небольшой, но срочной операции отменяет свои концерты до 7 октября, но потом, к счастью, выяснилось, что к берлинскому концерту это не относится. Перед самим же концертом можно было наблюдать уникальную картину. В 20 часов вся публика (а это почти две с половиной тысячи слушателей) все еще находилась в фойе, двери Большого зала были закрыты и мысль о нездоровье маэстро пришла первой. Но вскоре двери зала раскрылись и начался концерт, а позднее выяснилось, что фура с инструментами оркестра попала на автобане по дороге из Люцерна в Берлин в аварию, перевернулась, но устроители успели отправить фуру Берлинского филармонического к месту происшествия, перегрузить инструменты и привезти их к началу концерта. Оркестр исполнял произведения Бартока, Берио, ''Жар-Птицу'' Стравинского и его же ''Cимфонию для духовых инструментов'', посвященную памяти Дебюсси. Концерт прошел триумфально. Говорит Марис Янсонс.

Марис Янсонс: Вот буквально позавчера мы играли Третью Малера с этим оркестром на Эдинбургском фестивале, а сейчас играли в Люцерне. И, вы знаете, потом приходили люди и многие сидели и плакали. Но это гениальная музыка, Малер охватывает все, что есть в человеке и в мире. Там нет ограничений. И поэтому, наверное, кого-то захватил этот момент, кого-то - какой-то момент любви, момент тоски, момент поклонения богу. Поэтому люди от этой музыки плакали. Но так как наш мир стал настолько материален на сегодняшний день, эти проклятые деньги это такой черт, черная сила, которая разрушает мир, на мой взгляд, хотя я не ханжа и понимаю, что деньги это очень важный момент, безусловно. Но то, что они так владеют сейчас миром и сбивают душу людей и мораль. Понимаете, этот момент... Какая музыка сейчас близка людям - это большой вопрос.

Юрий Векслер: Другим важным гостем фестиваля с исполнением ''Стансов'', последнего сочинения Берио, был Лондонский филармонический, который впервые играл в Берлине с новым главным дирижером Владимиром Юровским, сменившим три года назад на этом посту Курта Мазура.

Владимир Юровский: Это было своего рода условием нашего приглашения, что мы обязательно должны включить в программу одно из произведений Берио, которые не являются частью программы других оркестров. И я очень заинтересовался вот этим сочинением ''Стансы'', написанным на тексты различных поэтов, включая Пауля Целана, который является одним из моих любимейших поэтов 20-го века.

Юрий Векслер: Оба оркестра были великолепны. Вот мнение берлинского музыковеда Татьяны Фрумкис.

Татьяна Фрумкис:
Две кульминации фестиваля предварительные. Ну, замечательно, что два таких совершенно разных и, конечно, русских дирижера. Они по поколению разные, и так случилось, что Янсонс тоже все время на Западе. Но все равно в нем ощущается преобладание, что ли, экспрессии. Это не значит, что не выверенные партитуры, они абсолютно выверенные, но он блестящий человек, он себе позволяет бисы. Этот дирижер - любимец публики. А этот дирижер как бы не стремится понравится, он как бы абсолютно полностью в музыке, невероятная точность, невероятная. И, конечно, исключительная драматургия — в вещи слышно все.

Юрий Векслер: Безусловно, следующими двумя кульминациями фестиваля были и две программы Берлинского филармонического. В первой, под руководством Саймона Рэттла, прозвучало сочинение Берио ''Кора'' и музыка Стравинского из балета ''Пульчинелла'', музыка, в который Стравинский использовал темы итальянского композитора начала 18-го века Джованни Батисто Перголези. Во втором концерте Берлинского филармонического юбиляр Пьер Булез продирижировал, помимо своей музыки, камерной оперой Стравинского ''Соловей'' по сказке Андерсена в концертном исполнении. Фестиваль, делавший акценты на творчестве Булеза, Берио и Стравинского, был срезом музыки как таковой. В нем, например, с большим успехом выступил ансамбль из Бельгии с программой вокальной музыки 14-го века.
''Музыкфест'', музыкальный праздник в Берлине, в который раз удался. Но в последние годы самые разные авторы пишут о закате музыки как таковой. Например, россиянин Владимир Мартынов констатирует ''конец времени композиторов'', а англичанин Норман Лебрехт пишет об ''убитой менеджерами классической музыке''. В моей памяти после фестиваля, помимо прекрасный музыкальных впечатлений, остались также и вопросы и тревожные мысли моих собеседников. Говорит Владимир Юровский.

Владимир Юровский:
С моей точки зрения, все, что было возможно сказать при помощи вот этого европейского музыкального языка, уже было сказано. Возникают разные варианты. Либо комбинировать уже пройденное, то есть ''Игра в бисер'' получается, как у Гессе, либо возвращаться к истоком — то, что предлагает Мартынов, чтобы музыка вернулась в лоно церкви. Тут возникает второй вопрос: а какому культу должна служить музыка?

Юрий Векслер: И все же, и все же, и все же, видя восторженную публику на некоторых концертах фестиваля, я склонен разделять сдержанный оптимизм Мариса Янсонса.

Марис Янсонс: Конечно, талантливая и хорошая музыка всегда будет производить впечатление.