Памяти ГУЛАГа

В Славянской библиотеке Праги проходит выставка "Память ГУЛАГа", посвященная издательской деятельности российского историко-литературного общества "Возвращение". Ее открытие приурочено к приезду бывшего заключенного колымских лагерей Семена Виленского, автора нескольких сборников поэзии и прозы.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Выставка "Память ГУЛАГа"


Небольшая экспозиция "Память ГУЛАГа. Деятельность общества "Возвращение" в 1989-2010 годах" представляет чешским читателям литературную деятельность бывших политических заключенных. Общество "Возвращение" с начала 90-х годов издало более сотни различных сборников, и почти все они есть в собрании пражской Славянской библиотеки. На нескольких стендах здесь представлены издания на русском, английском и чешском языках. Например, опубликованные в России романы Юрия Домбровского, а также воспоминания и письма дочери Марины Цветаевой Ариадны Эфрон, которая провела в лагерях и ссылке почти 15 лет. Есть здесь книги и менее известных узников совести: сборники стихотворений, воспоминаний, прозы. Все эти книги изданы обществом "Возвращение", объединяющим в основном бывших политических заключенных, занимающихся литературной деятельностью.
"Возвращение" было основано в начале 60-х годов. Поначалу оно называлось "Колымское товарищество", в которое входили несколько бывших заключенных колымских лагерей. Со временем к ним присоединились и те, кто отбывал заключение в других лагерях ГУЛАГа.

Кроме книг, авторы экспозиции в пражской Славянской библиотеке представили фотографии членов общества, а также снимки, сделанные во время нескольких международных конференций "Сопротивление в ГУЛАГе", на которых побывали участники Норильского, Воркутинского и Кенгирского лагерных восстаний. По мнению одного из авторов выставки, директора Славянской библиотеки Лукаша Бабки, эти конференции положили начало изучению борьбы советских заключенных за свои права:

– Главной задачей было представить работу общества, – рассказывает Лукаш Бабк. – Мы использовали наше собрание. Здесь, прежде всего, книги, потому что издательская деятельность – это одна из основных задач и работ общества "Возвращение". Наша задача как библиотеки – представить наше собрание читателям, поскольку они очень часто не знают, что эти книги есть. Кроме того, у нас имеется несколько оригинальных артефактов из ГУЛАГа, которые привез наш коллега из России.

– Здесь есть часть обычной столовой ложки, железная кружка, коробок спичек, пустая пачка сигарет и другие предметы. Как удалось получить эти экспонаты?

– Российские коллеги сделали уже несколько экспозиций, посвященных гулаговской тематике, у себя в стране. В прошлом году они были в Игарке и попытались найти, что осталось от железной дороги, которая там строилась. В бывших лагерях они и обнаружили несколько экспонатов, которые и привезли сюда.

Выставка "Память ГУЛАГа" связана и с публикацией перевода на чешский язык избранных текстов из двухтомника "Доднесь тяготеет" – сборника воспоминаний почти трех десятков узников совести. Составитель книги бывший политический заключенный Семен Виленский был приглашен в Прагу, чтобы принять участие в беседе "О свободе и несвободе в советском ГУЛАГе". Он ответил на вопрос, как удавалось в несвободе оставаться свободным:

– В советском ГУЛАГе были люди (и я смею это утверждать), которые в любых условиях, в том числе и в условиях ГУЛАГа, были независимы. Независимость эта проявлялась не только в открытом сопротивлении. Она проявлялась в духовной жизни, которая поддерживалась в лагере: это поэзия ГУЛАГа, это голос независимых людей. Потом эта независимость определялась еще самими условиями работы. Вот, представьте себе, колымский лагерь. Что такое официально начальник колымского лагеря? Он был заместителем начальника прииска или рудника по рабочей силе. Он поставлял рабочую силу. Главное было – золото или олово. Выполнили план – хорошо всему начальству. Не выполнили... А заключенным это же было безразлично. Начальники получали за количество металла, выполнили больше 100% или не выполнили… Их снимали, их сажали и т. д. А мы получали за объем, то есть вот сколько руды мы выбросили, за столько и получили. А сколько они там извлекут металла из этой руды... Это была безумная экономическая советская система, когда идеология была над экономикой, что в конечном счете и разрушило Советский Союз.