Ирина Лагунина: В воскресенье, 26 сентября в Израиле истекает срок моратория на строительство поселений. 10 месяцев в израильских поселениях - населенных пунктах с самым высоким уровнем рождаемости в стране -- не строилось ничего: ни жилья, ни инфраструктуры, ни общественных заведений. На данный момент в нескольких сотнях подобных населенных пунктов - крупных городах и небольших поселках - живет около 300 тысяч израильтян. Рассказывает наш корреспондент в Израиле Эла Котлер.
Эла Котлер: Будет ли продлен мораторий на строительство, как на этом настаивает правительство Палестинской Автономии, - пока неизвестно. В Израиле подчеркивают, что взамен палестинцы не предлагают ничего, кроме участия в переговорном процессе. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху уже неоднократно заявлял, что о полном продлении моратория палестинская сторона может и не мечтать. Вот как объяснил это Радио Свобода пресс-секретарь Нетаньяху Алекс Сельский:
Алекс Сельский: На данный момент единственное решение израильского правительства - об окончании моратория 26 сентября. Никакого другого решения израильского правительства относительно этого не было”.
Эла Котлер: Впрочем, если судить по израильской прессе, окончание моратория может быть либо полным, либо частичным. То есть возможен вариант, что строительство возобновится, но в ограниченных масштабах, или будет задержано еще на три месяца. Хотя частичная заморозка проблематична для премьер-министра Израиля, так как оппоненты Нетаньяху в правом лагере очень сильны.
Основной оппонент Нетаньяху по вопросу о заморозке строительства поселений хорошо лично знаком израильскому премьеру. Это 37-летний майор спецназа, миллионер, сделавший состояние в сфере высоких технологий Нафтали Беннет. Он был главой канцелярии премьера, а сейчас является генеральным директором Совета Поселений Иудеи и Самарии. Беннет еще в августе этого года, перед началом мирных переговоров в Вашингтоне и Шарм-аш-Шейхе предупредил премьер-министра о “серьезных дипломатических и политических последствиях” в случае, если тот нарушит свое обещание возобновить выдачу разрешений на строительство домов поселенцев после 26 сентября. Позднее Беннет и Совет поселений высказались еще более резко, сообщив, что “если мораторий будет продлен, то премьерства Нетаньяху - не будет”.
В беседе с Радио Свобода Беннет не захотел комментировать, на какие именно действия пойдет Совет поселений.
Другие же активные деятели правого лагеря согласились рассказать о своем видении ситуации и о том, что, по их мнению, может изменить позицию Нетаньяху.
Даниэлла Вайс, одна из известнейших в стране активисток поселенческого движения, дважды была мэром поселения Кдумим. Ее называют в поселенческой среде “офицером по операциям”. По ее словам, премьер-министр сильно изменился.
Даниэлла Вайс: “Он больше не думает сегодня о целостности земли Израиля, он уже не мыслит в этих категориях, он отказался от идеи сохранения целостности Израиля”
Эла Котлер: По словам Вайс, в позициях палестинского премьера Салама Файяда и израильского премьера Биньямина Нетаньяху есть нечто общее, что, к сожалению, не гарантирует никаких положительных результатов. Нетаньяху идет на переговоры с готовностью позволить создать на 95% территории Иудеи и Самарии палестинское государство. Это его “разменная монета”. А Салам Файяд идет на переговоры с уверенностью, что 95% Иудеи и Самарии уже у него в кармане - об этом говорить нечего, и нужно добиваться дальнейших уступок. При этом пока непонятно, что он может предложить в обмен на эти самые уступки. Вайс считает, что эта позиция Файяда является рычагом давления на израильского премьера:
Даниэлла Вайс: Когда Салам Файяд стремится к одностороннему объявлению государства, это понятно, что он угрожает Нетаньяху и оказывает на него давление. И я могу предсказать, что, в конечном итоге, это породит конфликтную ситуацию между частью поселенческого движения и правительством и может привести к очень тяжелым последствиям. Потому что есть очень большая группа людей, которые не настроены сидеть сложа руки. Нас ожидают тяжелые времена.
Эла Котлер: Того же мнения придерживается и другая активистка поселенческого движения -- Надя Матар, которая возглавляет общественную организацию “Женщины в Зеленом”, протестующую против каких-либо территориальных уступок. По ее мнению, прошлые договоры с автономией и их последствия должны быть уроком для нынешнего правительства:
Надя Матар: Все наши предупреждения о том, что нельзя заключать мир с убийцами, были обращением к глухим. Через несколько месяцев начались теракты, историю вы знаете: 1500 израильтян были убиты из-за Норвежских соглашений. Прошло столько лет в страданиях, и мы думали, что руководство нашей страны усвоило урок, но тут произошло страшное преступление - изгнание евреев из Гуш-Катифа. И мы снова надеялись, что правительство поймет, услышит наши просьбы не делать этого, не оставлять побережье Газы, потому что это приведет к ракетным обстрелам городов юга страны. Но нам сказали, что мы сумасшедшие, правые экстремисты, и что мы сеем панику, и что не будет никаких обстрелов катюшами. И, конечно, мы снова оказались правы: как только израильтяне и израильская армия оставили Газу, все страшны предсказания сбылись.
Эла Котлер: Матар подчеркивает, что многие не понимают истинной причины, по которой поселенцы так борются против замораживания строительства. С мораторием на строительство, на первый взгляд, гражданам Израиля проще согласиться, чем с выселением. Все в Израиле помнят картины насильной эвакуации тысяч евреев из поселений сектора Газа. Но на самом деле эта мера останавливает развитие населенного пункта, не позволяет ему естественно расти и в итоге уничтожает его. А при этом не производится никаких резких и скандальных действий, таких как выселение людей из их домов.
Надя Матар: Мы боремся за Иудею, Самарию и Иерусалим не потому, что мы тут живем в красивых городках. Мы боремся за нашу историю. Эти места - сердце нашего народа, наша историческая колыбель. Тысячелетиями мы повторяем “В следующем году в Иерусалиме”, не для того, чтобы ехать в Эйлат и Тель-Авив. Это для нас - как вырезание сердца - мы не можем позволить создать палестинское государство в центре нашей страны... Что мы будем делать? Мы продолжим расширяться и строить. Нас не сдвинуть отсюда, тут живут 500 тысяч израильтян - половина в Иудее и Самарии, половина в восточном Иерусалиме с окрестностями. Мы не уйдем отсюда, мы не согласимся с продолжением моратория. Предотвращая создание тут палестинского государства, мы не даем обстреливать ракетами Тель-Авив, Хайфу, Беэр-Шеву, как это делают палестинцы на юге страны. Если не приведи Бог, евреи покинут Иудею и Самарию, Тель-Авив тоже не выживет. Это “пакетная сделка”, все взаимосвязано!
Эла Котлер: Глава Совета Поселений Дани Даян вообще считает, что сама идея продления моратория на дополнительные три месяца является оскорбительной:
Дани Даян: Предложение заморозить строительство не стоит особняком, есть еще одно условие. За эти три месяца продления моратория стороны должны будут договориться о вопросе границ, как того хотят палестинцы. То есть вопросы, которые интересуют израильскую сторону, вообще еще не на повестке дня в ближайшие месяцы! Темы безопасности израильских граждан, запрета на ввоз в Израиль потомков палестинских беженцев, признания права Израиля как еврейского государства на существование - не будут обсуждаться! Это напоминает мне анекдот в духе “дай мне миллион долларов, а я тебе в обмен - две пощечины”. То есть мы опять все заморозим, а потом, удовлетворив все требования палестинцев, оставшись без каких-либо разменных монет, начнем просить решить наши проблемы тоже?
Эла Котлер: Позицию Даяна укрепляет тот факт, что пока палестинская сторона отказалась даже упоминать базовое требование израильской стороны - признание Израиля еврейским государством. Заместитель министра иностранных дел Дани Аялон возмутился на этой неделе фактом ухода палестинской делегации с переговоров, когда была поднята эта тема. По его словам, в автономии хотят не только создать одну страну для себя, но и попытаться изменить статус Израиля, государства еврейского народа.
Дани Аялон: Мы готовы продолжать переговоры и после 26 сентября, но если палестинцы взорвут переговорный процесс, то это будет их вина, и мы это подчеркиваем.
Эла Котлер: Осознавая сложность ситуации, в которой он находится, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху согласился с идеей проведения всенародного референдума по теме соглашения о постоянном урегулировании с Палестинской Автономией. Это предложение должен внести на первом заседании зимней сессии Парламента депутат от правящей партии “Ликуд” Офир Акунис.
Председатель Парламента Реувен Ривлин, заявил, что предложение о проведении референдума является попыткой принять решение в обход законодательной власти, с целью оказать давление на парламентариев. Ривлин подчеркнул, что ничто не мешает премьер-министру провести референдум после того, как соглашение о мире с Палестинской Автономией будет принято правительством и Парламентом Израиля.
Но до принятия законопроекта о референдуме времени гораздо больше, чем до официальной даты завершения моратория на строительство в поселениях. Их жители уже готовятся буквально с мастерками в руках начинать возведение объектов, простаивающих с декабря прошлого года.
Надя Матар: Что мы будем делать? Мы будем здесь жить, мы будем здесь процветать, мы будем здесь строить, и с Божьей помощью, вместе со всем народом Израиля мы сможем обойти все преграды, которые возводят на нашем пути те, кто слаб духом дома, и враги.
Эла Котлер: Будет ли продлен мораторий на строительство, как на этом настаивает правительство Палестинской Автономии, - пока неизвестно. В Израиле подчеркивают, что взамен палестинцы не предлагают ничего, кроме участия в переговорном процессе. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху уже неоднократно заявлял, что о полном продлении моратория палестинская сторона может и не мечтать. Вот как объяснил это Радио Свобода пресс-секретарь Нетаньяху Алекс Сельский:
Алекс Сельский: На данный момент единственное решение израильского правительства - об окончании моратория 26 сентября. Никакого другого решения израильского правительства относительно этого не было”.
Эла Котлер: Впрочем, если судить по израильской прессе, окончание моратория может быть либо полным, либо частичным. То есть возможен вариант, что строительство возобновится, но в ограниченных масштабах, или будет задержано еще на три месяца. Хотя частичная заморозка проблематична для премьер-министра Израиля, так как оппоненты Нетаньяху в правом лагере очень сильны.
Основной оппонент Нетаньяху по вопросу о заморозке строительства поселений хорошо лично знаком израильскому премьеру. Это 37-летний майор спецназа, миллионер, сделавший состояние в сфере высоких технологий Нафтали Беннет. Он был главой канцелярии премьера, а сейчас является генеральным директором Совета Поселений Иудеи и Самарии. Беннет еще в августе этого года, перед началом мирных переговоров в Вашингтоне и Шарм-аш-Шейхе предупредил премьер-министра о “серьезных дипломатических и политических последствиях” в случае, если тот нарушит свое обещание возобновить выдачу разрешений на строительство домов поселенцев после 26 сентября. Позднее Беннет и Совет поселений высказались еще более резко, сообщив, что “если мораторий будет продлен, то премьерства Нетаньяху - не будет”.
В беседе с Радио Свобода Беннет не захотел комментировать, на какие именно действия пойдет Совет поселений.
Другие же активные деятели правого лагеря согласились рассказать о своем видении ситуации и о том, что, по их мнению, может изменить позицию Нетаньяху.
Даниэлла Вайс, одна из известнейших в стране активисток поселенческого движения, дважды была мэром поселения Кдумим. Ее называют в поселенческой среде “офицером по операциям”. По ее словам, премьер-министр сильно изменился.
Даниэлла Вайс: “Он больше не думает сегодня о целостности земли Израиля, он уже не мыслит в этих категориях, он отказался от идеи сохранения целостности Израиля”
Эла Котлер: По словам Вайс, в позициях палестинского премьера Салама Файяда и израильского премьера Биньямина Нетаньяху есть нечто общее, что, к сожалению, не гарантирует никаких положительных результатов. Нетаньяху идет на переговоры с готовностью позволить создать на 95% территории Иудеи и Самарии палестинское государство. Это его “разменная монета”. А Салам Файяд идет на переговоры с уверенностью, что 95% Иудеи и Самарии уже у него в кармане - об этом говорить нечего, и нужно добиваться дальнейших уступок. При этом пока непонятно, что он может предложить в обмен на эти самые уступки. Вайс считает, что эта позиция Файяда является рычагом давления на израильского премьера:
Даниэлла Вайс: Когда Салам Файяд стремится к одностороннему объявлению государства, это понятно, что он угрожает Нетаньяху и оказывает на него давление. И я могу предсказать, что, в конечном итоге, это породит конфликтную ситуацию между частью поселенческого движения и правительством и может привести к очень тяжелым последствиям. Потому что есть очень большая группа людей, которые не настроены сидеть сложа руки. Нас ожидают тяжелые времена.
Эла Котлер: Того же мнения придерживается и другая активистка поселенческого движения -- Надя Матар, которая возглавляет общественную организацию “Женщины в Зеленом”, протестующую против каких-либо территориальных уступок. По ее мнению, прошлые договоры с автономией и их последствия должны быть уроком для нынешнего правительства:
Надя Матар: Все наши предупреждения о том, что нельзя заключать мир с убийцами, были обращением к глухим. Через несколько месяцев начались теракты, историю вы знаете: 1500 израильтян были убиты из-за Норвежских соглашений. Прошло столько лет в страданиях, и мы думали, что руководство нашей страны усвоило урок, но тут произошло страшное преступление - изгнание евреев из Гуш-Катифа. И мы снова надеялись, что правительство поймет, услышит наши просьбы не делать этого, не оставлять побережье Газы, потому что это приведет к ракетным обстрелам городов юга страны. Но нам сказали, что мы сумасшедшие, правые экстремисты, и что мы сеем панику, и что не будет никаких обстрелов катюшами. И, конечно, мы снова оказались правы: как только израильтяне и израильская армия оставили Газу, все страшны предсказания сбылись.
Эла Котлер: Матар подчеркивает, что многие не понимают истинной причины, по которой поселенцы так борются против замораживания строительства. С мораторием на строительство, на первый взгляд, гражданам Израиля проще согласиться, чем с выселением. Все в Израиле помнят картины насильной эвакуации тысяч евреев из поселений сектора Газа. Но на самом деле эта мера останавливает развитие населенного пункта, не позволяет ему естественно расти и в итоге уничтожает его. А при этом не производится никаких резких и скандальных действий, таких как выселение людей из их домов.
Надя Матар: Мы боремся за Иудею, Самарию и Иерусалим не потому, что мы тут живем в красивых городках. Мы боремся за нашу историю. Эти места - сердце нашего народа, наша историческая колыбель. Тысячелетиями мы повторяем “В следующем году в Иерусалиме”, не для того, чтобы ехать в Эйлат и Тель-Авив. Это для нас - как вырезание сердца - мы не можем позволить создать палестинское государство в центре нашей страны... Что мы будем делать? Мы продолжим расширяться и строить. Нас не сдвинуть отсюда, тут живут 500 тысяч израильтян - половина в Иудее и Самарии, половина в восточном Иерусалиме с окрестностями. Мы не уйдем отсюда, мы не согласимся с продолжением моратория. Предотвращая создание тут палестинского государства, мы не даем обстреливать ракетами Тель-Авив, Хайфу, Беэр-Шеву, как это делают палестинцы на юге страны. Если не приведи Бог, евреи покинут Иудею и Самарию, Тель-Авив тоже не выживет. Это “пакетная сделка”, все взаимосвязано!
Эла Котлер: Глава Совета Поселений Дани Даян вообще считает, что сама идея продления моратория на дополнительные три месяца является оскорбительной:
Дани Даян: Предложение заморозить строительство не стоит особняком, есть еще одно условие. За эти три месяца продления моратория стороны должны будут договориться о вопросе границ, как того хотят палестинцы. То есть вопросы, которые интересуют израильскую сторону, вообще еще не на повестке дня в ближайшие месяцы! Темы безопасности израильских граждан, запрета на ввоз в Израиль потомков палестинских беженцев, признания права Израиля как еврейского государства на существование - не будут обсуждаться! Это напоминает мне анекдот в духе “дай мне миллион долларов, а я тебе в обмен - две пощечины”. То есть мы опять все заморозим, а потом, удовлетворив все требования палестинцев, оставшись без каких-либо разменных монет, начнем просить решить наши проблемы тоже?
Эла Котлер: Позицию Даяна укрепляет тот факт, что пока палестинская сторона отказалась даже упоминать базовое требование израильской стороны - признание Израиля еврейским государством. Заместитель министра иностранных дел Дани Аялон возмутился на этой неделе фактом ухода палестинской делегации с переговоров, когда была поднята эта тема. По его словам, в автономии хотят не только создать одну страну для себя, но и попытаться изменить статус Израиля, государства еврейского народа.
Дани Аялон: Мы готовы продолжать переговоры и после 26 сентября, но если палестинцы взорвут переговорный процесс, то это будет их вина, и мы это подчеркиваем.
Эла Котлер: Осознавая сложность ситуации, в которой он находится, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху согласился с идеей проведения всенародного референдума по теме соглашения о постоянном урегулировании с Палестинской Автономией. Это предложение должен внести на первом заседании зимней сессии Парламента депутат от правящей партии “Ликуд” Офир Акунис.
Председатель Парламента Реувен Ривлин, заявил, что предложение о проведении референдума является попыткой принять решение в обход законодательной власти, с целью оказать давление на парламентариев. Ривлин подчеркнул, что ничто не мешает премьер-министру провести референдум после того, как соглашение о мире с Палестинской Автономией будет принято правительством и Парламентом Израиля.
Но до принятия законопроекта о референдуме времени гораздо больше, чем до официальной даты завершения моратория на строительство в поселениях. Их жители уже готовятся буквально с мастерками в руках начинать возведение объектов, простаивающих с декабря прошлого года.
Надя Матар: Что мы будем делать? Мы будем здесь жить, мы будем здесь процветать, мы будем здесь строить, и с Божьей помощью, вместе со всем народом Израиля мы сможем обойти все преграды, которые возводят на нашем пути те, кто слаб духом дома, и враги.